Русская школа живописи
Реализм и направленство

7 – Содержательный реализм.

Несчастье Репина еще в том, что он, уверовав в формулу "содержательной" живописи, уверовал и в то, что он сильный драматический талант. Разумеется, Репин большой художник и, как таковой, очень впечатлительный, ярко схватывающий вещи человек. Но все же его призвание было не в "содержательной" живописи, а в самой живописи, взятой an und fьr sich. Посредством остроумного расчета Репину удавалось подстраивать свои картины с большим эффектом, с большой ясностью ("Крестный ход в Курской губернии"), иногда с нотой истинного трагизма ("Иван Грозный и сын его Иван"), иногда с юмором ("Запорожцы)", почти всегда с удачной режиссерской ловкостью, но нигде в них не найти подлинного настроения, живого откровения, того, что есть в Иванове и в Сурикове.

Лучше всего остального в Репине - его портреты. Но грубость накладывает и на них неприятную тень. Репин - талант чисто внешний, между тем он изо всех сил старался в своих портретах дать "характеристику" лиц. Вследствие этого его портреты безвкусны по краскам и по композиции, кое-как нарисованы и вылеплены, небрежно и некрасиво написаны и в то же время, в смысле характеристики, полны грубых и неприятных подчеркиваний. В этом отношении они далеко отстают от умных портретов Ге и даже точных портретов Крамского.

Перов, Верещагин и Репин - главные устои нашего "содержательного" реализма, но рядом с ними работало немало художников, произведения которых представляют крупный интерес для истории искусства и в особенности для истории нашей культуры. Особенно типичными "направленцами" являются: суровый Савицкий, добросовестный сухой Максимов и Ярошенко, увековечивший облик "нигилистской" молодежи 1870-x и 1880-x годов. Менее сильные, но все же характерные вещи дали: ровесник Федотова Шмельков (1819-1890), "конкуренты 1863 года": Корзухин (1835-1894), Лемох, Морозов и Журавлев (1836-1901), a также Загорский, Скадовский, Попов, Соломаткин, М. П. Клодт и др. Наконец, эпигонами этого течения, продолжающими еще в наше время повторять зады программы 1860-x годов, являются: Богданов-Бельский, Бакшеев и Касаткин.

К. А. Савицкий. Панихида на 9-ый день на кладбище. Третьяковская галерея

К эпигонам же следует причислить и Владимира Маковского (род. в 1846 г.), хотя он всего на два года моложе Репина. В Маковском все характерные черты эпигона. Его искусство не содержит в себе ни внимательной строгости Перова, ни бодрой убедительности Савицкого или Ярошенко, ни сильного художественного темперамента Репина. Владимир Маковский среди всех своих угрюмых, даже мрачных, строгих и вдумчивых товарищей - "шутник", имеющий постоянно улыбку на лице, непрестанно подмигивающий зрителю, чтоб рассмешить его. Но этот смех Маковского - не веселый смех простодушного Федотова или злой смех Перова. Шутки Владимира Маковского - шутки самолюбивого человека, который считает долгом веселить публику и старается обратить на себя внимание даже в такие минуты, когда все поглощены общим и тяжелым горем. Странное дело, но эта черта искусства Владимира Маковского выяснилась лишь мало-помалу, и в свое время он считался таким же полноправным ратником "серьезного направления", как Перов, Репин или Савицкий. В техническом отношении Владимир Маковский в цветущую свою пору был лучше многих своих товарищей. Лишь впоследствии колорит его сделался тяжелым и неприятным, живопись робкой. Картины же "Любители соловьев" 1872-73 гг., "Крах банка" 1881 г., "Оправданная" 1882 г., "Семейное дело" 1884 г. и несколько его портретов принадлежат к наиболее совершенным по живописи картинам "передвижников". В них есть известная бойкость кисти и владение краской, которых не найти в произведениях Савицкого и Ярошенко.

И.М. Прянишников. Шутники. Гостиный двор в Москве. 1865 г. Государственная Третьяковская галлерея.

Еще один художник - "направленец" заслуживает особого рассмотрения - это Прянишников (1840-1894) - Его первая картина "Шутники. Гостиный двор в Москве", написанная спустя год после отъезда Перова за границу, является рядом с "Крестным ходом" и с "Приездом гувернантки" одной из самых значительных картин 1860-x годов. Однако Прянишников интересен еще более потому, что со временем он постарался выбиться из узкой колеи направленства и один из первых начал искать новых путей. Положим, его "Спасов день на Севере" 1887 г. сильно напоминает фотографию и не представляет из себя образцовой живописи, но и то было важно, что в то время, как Репин был занят своим вариантом "Крестного хода", Владимир Маковский продолжал сочинять свои неостроумные анекдоты, а все прочие старались писать вещи "нужные", Прянишников вдруг отбросил всякие намерения учить, рассказывать, навязывать свои мысли и обратился к простому изображению действительности. В то время это было еще смелым новшеством, но не прошло и десяти лет, как чистый реализм сделался лозунгом всего молодого русского художества.


Ссылки:
Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.