Врубель Михаил Александрович
Справка из биографического словаря

Врубель, Михаил Александрович - один из замечательнейших русских художников (1856 - 1910), сын офицера русской службы. Вследствие частых перемещений его отца, Врубель с детства испытал много новых впечатлений, живя попеременно в Омске, Астрахани, Петербурге, Саратове и опять в Петербурге. По окончании курса в Петербургском университете поступил в Академию Художеств. Здесь большое влияние оказал на него профессор П.П. Чистяков , а также товарищ его В.А. Серов . В 1883 г. профессор А.В. Прахов пригласил его в Киев для реставрации и росписи Кирилловской церкви. Исполненные здесь Врубелем работы, а также его декорации во Владимирском соборе принадлежат к лучшему, что создано в религиозной живописи за весь XIX в. В 1884 г. поездка в Северную Италию оказала большое влияние на развитие его творчества. В 1887 г. ему поручается исполнение фресок для Владимирского собора по эскизам, сделанным им частью еще ранее. В том же году стал заниматься скульптурой и создал и в этой области замечательные произведения. Осенью 1889 г. он переезжает в Москву, и тут начинается период его наиболее плодовитой работы. Он пишет портреты С.И. Мамонтова и К.Д. Арцыбушева , заканчивает "Демона" и исполняет иллюстрации к Лермонтову . В 1899 - 1900 годах исполняет скульптуры для маиолик Абрамцевской фабрики (Снегурочка, Лель, Волхова, Садко, Купава, Египтянка и пр.) В 1896 г. пишет большие декоративные панно для нижегородской всероссийской выставки. В 1897 г. пишет большие панно для Морозова: "Утро", "Полдень" и "Вечер". В 1900 г. начал писать второго "Демона" (ныне собственность В.П. Рябушинского) - одну из лучших его картин. В 1901 г. появились первые признаки душевного расстройства, сведшего его в могилу. Врубель должен быть причислен к классикам русского искусства - значение его в истории русской живописи очень велико. Он замечателен не только как автор прекрасных картин, но и как один из первых, указавших путь современной монументальной живописи. Произведения его находятся в музее Александра III , в Третьяковской галерее, в музее Академии Художеств и во многих частных собраниях. Из картин его наиболее известны: "Восточная сказка" (1886, собственность Б.И. Ханенко), "Гамлет и Офелия" (1888, собственность С.А. Щербатова в Москве), "Сидящий Демон" (1890, собрание В.О. Гиршмана в Москве), "Гадалка" (1895, Третьяковская галерея), "Пан" (1899, Третьяковская галерея), "К ночи" (1900, там же), "Царевна Лебедь" (1900, собрание М.К. Морозова в Москве).

ЦИТАТЫ

...из всех художников второй половины XIX века, подходивших к религиозным темам, один лишь Врубель подошел к ним с той же жгучей страстностью и с тем же тончайшим проникновением в тайны красоты, которыми отличается творчество Иванова. Но и, кроме того, обоим художникам свойственна одна общая черта, это - огромное мастерство. Врубеля не знает русская публика и считает его за сумасбродного "декадента". Недуг Врубеля окончательно дискредитировал его в глазах "благоразумной" публики. Однако, на самом деле из всей русской школы последних двадцати лет один лишь Врубель сковал себе настоящее мастерство - изумительную технику, и в то же время он среди наших художников единственный настоящий поэт, бесконечно высоко парящий над общим уровнем. Безжалостная жизнь, почти сплошная неудача, недомыслие общества - в значительной степени подорвали творческую способность Врубеля и сообщили ей какую-то странную "гримасу", но сквозь гримасу светится подлинное художественное пламя...

...Врубель пишет все. Рядом с самыми фантастическими сюжетами мы найдем в его творчестве простые этюды натуры, рядом с портретами - декоративные узоры, рядом с религиозными откровениями - мифологические "сновидения". В то же время Врубель и скульптор (быть может, лучший русский скульптор за последние десятилетия), и архитектор, театральный декоратор и своеобразный композитор в прикладном искусстве. Слабых мест в художественной натуре Врубеля нет. Он всюду тот же великолепный виртуоз техники, тот же огненный темперамент, тот же фантаст и всегда истинный художник, не знающий никаких уступок робкому мещанству. Он весь пламя и энтузиазм...

Художник Михаил Врубель, продолжение в книге "Русская школа живописи"

...Врубель для большинства людей, даже очень внимательно следящих за русской живописью, остается до сих пор загадкой. Отчасти это, впрочем, зависит от того, что он до последнего времени крайне редко и далеко не полно являлся на выставках, но, с другой стороны, и то немногое, что удавалось публике видеть из работ художника, скорее смущало, нежели радовало ее. О Врубеле существуют два совершенно противоположных мнения. Одни считают его за бездарность, за шарлатана, прячущего свое неумение за всякими вывертами. Другие, напротив того, превозносят его как гения, которому все доступно и который, как полагается гению, любит эксцентричность и мистификацию буржуа. Безусловно, не правы те, кто считает этого высокодаровитого художника за шарлатана. Человек, обладающий таким огромным мастерством, такой удивительной рукой, написавший такие дивные, по своей сжатой, эмалевой живописи, образа в Кирилловском монастыре, рядом с которыми вас-нецовские фрески кажутся поверхностными иллюстрациями,— такой прекрасный и разносторонний техник ни в каком случае не может считаться шарлатаном, прячущимся за вывертами...

Художник Михаил Врубель, продолжение в книге "Русская живопись в XIX веке"

Картины

М. Врубель. Воскресение. Художестввенно-промышленный музей в Киеве

М. А. Врубель Восточная сказка Собрание Б. И. Ханенко в Киеве

М. А. Врубель. Боярин (неоконч. этюд). Собрание Б. И. Ханенко в Киеве

М.А. Врубель. Демон поверженный. 1902. Государственная Третьковская галлерея.

Врубель М. А. Демон (сидящий). 1890. ГТГ.

Врубель М. А. Царевна-Лебедь. 1900. ГТГ.

Врубель М. А. Пан. 1899. ГТГ.


Ссылки:
Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.