Воробьев Максим Никифорович
Справка из большой советской энциклопедии

Воробьев Максим Никифорович [6(17).8.1787, Псков, ‒ 30.8(11.9).1855, Петербург], русский живописец. Сын солдата. Учился в петербургской АХ (1798 ‒1809) у Ф. Я. Алексеева, преподавал в ней с 1815 (профессор с 1823). В 1809‒12 и 1817‒18 зарисовывал виды русских городов, был прикомандирован к русской армии в Германии и Франции (1813‒14) и на Балканах (1828), путешествовал по Ближнему Востоку (1820‒21) и Италии (1844‒45). Писал картины по путевым зарисовкам, исполнил ряд видов Петербурга и Москвы. Пейзажи В. сочетают точность архитектурно-перспективной видописи с романтической приподнятостью образа, использованием разнообразных эффектов освещения («Вид Московского Кремля», 1815, «Осенняя ночь в Петербурге», 1835, ‒ Третьяковская галерея). В. был одним из пионеров русского романтического пейзажа. Учитель М. И. Лебедева, И. К. Айвазовского, Г. Г. и Н. Г. Чернецовых.

ЦИТАТЫ

...Воробьев отличается от всех своих собратьев превосходным знанием своего дела, разносторонностью и поэтичными замыслами. Его скромные, но с большим вкусом подкрашенные акварели, его, несколько жидкие в письме, вялые в краске, но все же очень технично исполненные масляные картины свидетельствуют об отлично пройденной школе. Воробьев был также большим поклонником Петербурга; и его так же, как Алексеева и Галактионова, пленили гранитная мощь, пустынное величие, изящная чопорность столицы. Тогда Петербург был только что достроен и его еще не начинали портить. По своей цельности, по своему выдержанному великолепию, по строгой стильности своих зданий, отражавшихся в бесподобной красоте невских вод, он не имел себе равных даже на Западе. Иностранцы смотрели на Петербург как на восьмое чудо. Художники, воспитанные в Академии на классических образцах, превосходно умевшие оценивать прелесть архитектурной красоты, естественно, увлекались только что построенными грандиозными сооружениями вроде Дворцовой площади, Биржи и Адмиралтейства, и ясные следы этого увлечения видны в их произведениях...

Художник Максим Воробьев, продолжение в книге "Русская школа живописи"

...М. Н. Воробьев, почему-то более всего прославившийся своими видами Палестины и всякой заморской «живописности», ничего ровно не выражающими и очень неважно исполненными, в первую половину своей деятельности, до 1820-х годов, также преимущественно был занят Петербургом, но он уже не инстинктивно, как его учитель Алексеев и товарищ Галактионов, а прямо намеренно задавался известными поэтичными темами, в которых сказывалась его мягкая, восприимчивая к музыке душа и, быть может, влияние нарождавшегося тогда романтизма, от которого все вдруг как-то ожило, приобрело смысл и значение...

Художник Максим Воробьев, продолжение в книге "Русская живопись в XIX веке"

Картины

М.Н. Воробьев. Петербург. Нева. Вид на Биржу от Троицкого моста". Акварель. Государственный Русский музей

Воробьев М. Н. Набережная Невы у Академии художеств (вид пристани с египетскими сфинксами). 1835. ГРМ.


Ссылки:
Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.