Васнецов Аполлинарий Михайлович
Справка из биографического словаря

Васнецов Аполлинарий Михайлович - живописец. Родился в 1856 г. Первое руководство в живописи получил у своего брата, Виктора Васнецова . Много работал для иллюстрированных журналов и книг, совершенствовался в Париже, путешествовал в Италии и Германии. К числу наиболее удачных его картин относятся: "Серенький день", "Родина", "Тайга на Урале", "Утро", "Кама", "Озеро", "Москва XVII в.: а) Москворецкий мост и Водяные ворота, б) На рассвете у Воскресенских ворот" (все в Третьяковской галерее), "Северный край" и "Старая Москва" (обе в музее Александра III ). Экспонировал на выставках "Мир Искусства" и "Союза русских художников". Пейзажи Васнецова отличаются очаровательною гармонией и свежестью и проникнуты широким эпическим духом. Краски несколько грубые, рисунок упрощенный, но типичный, живопись жесткая, простая. Виды старой Москвы Васнецова, в археологическом отношении очень верные ее иллюстрации, ценны и в художественном отношении. В этих видах Васнецов разгадал русскую былую красоту московской культуры.

ЦИТАТЫ

...Аполлинарий Васнецов, начавший с очень широко задуманных и довольно сильных в краске сибирских пейзажей, перешел затем всецело к реконструкциям старой Москвы. Это его творчество имеет большой успех среди москвичей, горячих фанатиков родного города. Но в сущности Васнецов принялся за разработку лишь того, что уже дано было Суриковым в пейзажных фонах его картин. К этому А. Васнецов прибавил удачные заимствования от более самобытных художников: от Поленовой, Коровина и Малютина. В одном можно упрекнуть Васнецова: он несколько пересаливает в той вычурности, которую он считает за самую характерную черту Москвы допетровского времени...

Художник Аполлинарий Васнецов, продолжение в книге "Русская школа живописи"

...Аполлинарий Васнецов, подобно скандинавам, с которыми он имеет много общего, разрешил очень трудную задачу, дав такие панорамические виды «живописных» местностей и не впав притом в «каламистость», в слащавый трафарет. Ему единственно удался Кавказ, а между тем сколько русских художников писали его, начиная от Виллевальде, Лагорио, кончая Киселевым. Все они превращали эту дивную, мрачную и грандиозную природу в какое-то розово-лиловое, кондитерское Сорренто. Даже фотограф Верещагин не сумел обойти этот камень преткновения. Кавказ Аполлинария Васнецова единственно приближается к Кавказу ЛермонтоваАполлинарий Васнецов, подобно скандинавам, с которыми он имеет много общего, разрешил очень трудную задачу, дав такие панорамические виды «живописных» местностей и не впав притом в «каламистость», в слащавый трафарет. Ему единственно удался Кавказ, а между тем сколько русских художников писали его, начиная от Виллевальде, Лагорио, кончая Киселевым. Все они превращали эту дивную, мрачную и грандиозную природу в какое-то розово-лиловое, кондитерское Сорренто. Даже фотограф Верещагин не сумел обойти этот камень преткновения. Кавказ Аполлинария Васнецова единственно приближается к Кавказу Лермонтова..

Художник Аполлинарий Васнецов, продолжение в книге "Русская живопись в XIX веке"

Картины

А Васнецов. Китай Город. Собрание И. И. Свешникова


Ссылки:
Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.