Сверчков Николай Егорович
Справка из биографического словаря

Сверчков (Николай Егорович, 1817 - 1898) - баталический и жанровый живописец. Своим артистическим развитием был обязан исключительно собственному влечению и природной способности к искусству. Еще в детстве с любовью рисовал животных, особенно лошадей. С 1844 г. произведения его стали являться на ежегодных академических выставках и вскоре обратили на него общее внимание. То были картины на сюжеты из русского народного быта. В 1852 г., за картину "Помещичья тройка пересекает на всем скаку обоз, тянущийся по большой дороге", Сверчков получил звание академика. Другая значительная картина: "Грузный экипаж с пассажирами, едущий в знойный летний день", доставила ему, в 1855 г., профессорское звание. Около этого времени он вошел в большую известность, производя множество картин и рисунков, изображающих породистых лошадей, собак, охотничьи сцены, ухарские тройки, жанровые сюжеты с участием лошадей среди зимних пейзажей. В эту цветущую пору своей деятельности, он стал являться со своими работами в парижских салонах. Французская критика относилась к ним с большой похвалой, а одна из картин, находившихся на парижской выставке 1863 г.: "Возвращение с медвежьей охоты", была приобретена Наполеоном III. За нее и за две другие картины: "Ярмарка" и "Станция", проданные также в Париже, он был награжден кавалерским знаком ордена Почетного легиона. В том же году Сверчков написал для брюссельской выставки картины: "Туманное утро при восходе солнца", "Путник, застигнутый зимней вьюгой" и "Портрет Чихачова верхом на коне во время его путешествия в Турции". Возвратившись из чужих краев в Петербург в 1864 г., он исполнил для Императора Александра II картину: "Выезд царя Алексея Михайловича на смотр воинства в 1664 г.", после чего неоднократно, до 1882 г., удостаивался работать по Высочайшим заказам. Из его произведений, сверх вышеупомянутых, достойны внимания: "Царь Алексей Михайлович с боярами, на охоте близ Москвы" (1874; находится в Аничковом дворце, в Санкт-Петербурге), "Поезд Ивана Грозного на богомолье" (находится в московском Кремлевском дворце), "Переход гвардии чрез Балканы" (1879; находится в Зимнем дворце, в Санкт-Петербурге), "Масляница в деревне" (доставившая художнику медаль на филадельфийской всемирной выставке), "Праздник святых Флора и Лавра, в деревне" и некоторые другие. Е. Тарасов.

ЦИТАТЫ

...Рядом с ним можно еще назвать Сверчкова (1818-1891), художника не особенно даровитого и умелого, но все же создавшего себе особую отрасль и выразившего в ней свою простодушную любовь к "русской лошадке"...

Художник Николай Сверчков, продолжение в книге "Русская школа живописи"

...Этот художник настолько подорвал свою репутацию однообразной плодовитостью и лавочной производительностью, что в наше время Сверчкова как-то перестали считать за величину, за художника, игравшего хоть некоторую роль в истории русской живописи. Однако справедливость требует не забывать о нем. Сверчков также выступил еще в 40-х годах. Он тогда же отмежевал себе крохотную область, в которой и проработал затем всю свою многолетнюю жизнь. Петр Соколов был энциклопедистом, он брался за все. Сверчков был только «лошадником»...

Художник Николай Сверчков, продолжение в книге "Русская живопись в XIX веке"


Ссылки:
Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.