Суриков Василий Иванович
Справка из биографического словаря

Суриков Василий Иванович - исторический живописец и жанрист, родился в 1848 г., с 1858 по 1861 г. обучался в красноярском уездном училище, а потом служил канцеляристом в одном из казенных учреждений, любительски упражняясь в рисовании и живописи. В 1870 г. поступил в ученики Императорской Академии Художеств. Посещая ее классы до 1873 г., получил за исполненные в них работы все установленные серебряные медали; затем, в 1874 г., за написанную по программе картину: "Милосердие самаритянина", был награжден малой золотой медалью, а через год после того, за другую программу "Апостол Павел благовествует пред царем Агриппой и его сестрой Вероникой" удостоен звания классного художника 1-й степени. В 1876 и 1877 гг. исполнял живописные работы в московском храме Спасителя. В 1881 г. вступил в члены товарищества передвижных художественных выставок и с того времени постоянно является на них со своими картинами. Главные из этих картин: "Утро стрелецкой казни при Петре Великом", "Меншиков в Березове", "Боярыня Морозова" (все три в Третьяковской галерее, в Москве), "Взятие снежного городка, из сибирского быта", "Ермак" (в Русском музее Императора Александра III , в Санкт-Петербурге) и "Суворов на Сен-Готарде" (там же).

ЦИТАТЫ

...Суриков дал новую чисто русскую гамму красок, которой воспользовались Репин и Васнецов и следы которой мы можем найти в "пасмурной" палитре Левитана, Коровина, Серова и всех новых москвичей. Суриков же угадал первый и странную красивость древнерусского колорита, вычурно декоративного настоящего русского "стиля". Этими открытиями его воспользовались: оба Васнецова, Сологуб, Поленов, Малютин, Рябушкин и С. Иванов. Наконец, Суриков уже в своем "Меншикове в Березове" 1883 года нашел совершенно особый тип женской красоты - тип несказуемой печали и глубокой чувственной прелести, который был затем использован без конца Васнецовым и который превращен Нестеровым в нечто до отвращения приторное. Суриковым увлекалась вся Москва 1880-x и 1890-x годов, и немудрено поэтому, если встречаются отголоски его мыслей, красок, форм и композиции даже в произведениях самых далеких от него, по направлению, художников...

Художник Василий Суриков, продолжение в книге "Русская школа живописи"

...Суриков, подобно Левитану, художник вне всяких направлений и кружков. В лучшую свою пору (а о ней только и стоит говорить, так как невозможно еще ничего решительного сказать о последних его 10 годах так называемоего «упадка») Суриков был, безусловно, свободен, творил единственно охваченный вдохновением, выражал лишь самого себя, не глядя ни на какие теории и принципы. Потому-то скорее всего его можно причислить к последней группе русских художников, к безусловным индивидуалистам нашего времени. Суриков явился еще в начале 80-х годов первым предвозвестником их, но тогда никто не понял этого его значения.

Художник Василий Суриков, продолжение в книге "Русская живопись в XIX веке"

Картины

В.И. Суриков. Боярыня Морозова. Эских композиции картины 1887 года. Акварель, графитный карандаш. Государственная Третьяковская галлерея.

В. И. Суриков Деталь картины "Боярыня Морозова"

Суриков В. И. Автопортрет. 1879. ГТГ.

Суриков В. И. Утро стрелецкой казни. 1881. ГТГ.

Суриков В. И. Покорение Сибири Ермаком. 1895. ГРМ.


Ссылки:
Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.