Сомов Константин Андреевич
Справка из художественной энциклопедии

Сомов Константин Андреевич (1869-1939), русский живописец и график. Учился в петербургской АХ (1888-97) и в Париже (1897). С 1925 жил в Париже. Один из основателей журнала "Мир искусства", член одноименного объединения. Обращаясь к дворянскому быту XVIII в., иронически стилизуя мотивы искусства рококо и итальянской комедии масок ("Вечер", 1900-02, "Арлекин и дама", гуашь, 1912, - оба в ГТГ), Сомов во многом определил сложение характерного для "Мира искусства" жанра неоромантической ретроспекции, создавал в своих произведениях особый вымышленный "мир прошлого", населённый кукольно-стаффажными персона- жами, ироничная условность которых нередко подчёркивалась стихийно-жизненным, пронизанным солнцем пейзажным окружением. Типичная для "модерна" идея портрета-маски сочетается в его многочисленных портретных работах с точностью психологические характеристики модели ("Дама в голубом", 1897-1900, портрет А. А. Блока, графитный и цветной карандаш, гуашь, 1907, - оба в ГТГ). Работал также в области книжной графики (оформление журнала "Мир искусства" и др.).

ЦИТАТЫ

...время и сюжеты, затрагиваемые Сомовым, "старческие". Это все какие-то мемуары, написанные стариком, пожившим не одну сотню лет на свете. Лишь на склоне культур встречаются такие фигуры, как Сомов. Взор их обращен все время назад, к такому прошлому, которое если и не пережито ими самими, то все же представляется в их освещении во всей подлинности и убедительности лично пережитого. Есть что-то таинственное и фантастическое в этом угадывании Сомовым самого аромата прошлых веков...

Художник Константин Сомов, продолжение в книге "Русская школа живописи"

...Сомова мы причислили к художникам-западникам, но это верно только в известном смысле, а именно в том, что в нем нет ничего старорусского, московско-русского. Однако ж «русское», в конце XIX века, не может исчерпываться Москвой XVII века, и потому Сомов, не походя ни в чем ни на Васнецова, ни на Малютина, тем не менее может и должен считаться вполне русским художником. Сомов имеет близких к себе художников на Западе. Несомненно, мюнхенцы Хейне и Диц, англичане Бёрдсли и Кондер, бельгийцы Минне и Дудле — все родственные между собой художники — имеют много общего с Сомовым. Но как и они все независимы друг от друга, так точно и Сомов, рядом с ними, вполне самобытное явление, сходство же его с теми мастерами объясняется тем, что в образовании как Сомова, так и этих художников лежали те же культурные условия...

Художник Константин Сомов, продолжение в книге "Русская живопись в XIX веке"

Картины

К.А. Сомов. Остров любви. Собрание В. В. Фон-Мек, в Москве

К. А. Сомов. Радуга. "Атенеум" в Гельсингфорсе


Ссылки:
Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.