Серов Валентин Александрович
Справка из биографического словаря

Серов Валентин Александрович - живописец, сын известного композитора музыки А.Н. Серова , родился в 1865 г. Начал свое образование в классической гимназии, но прошел в ней только три низшие класса и вышел из нее с намерением посвятить себя всецело искусству. Проведя два года в занятиях рисованием и живописью под руководством И.Е. Репина (в мастерской которого, в Париже, рисовал в продолжение одной зимы, будучи еще 8 - 9-летним мальчиком), поступил в ученики Императорской Академии Художеств. Здесь его главным наставником был П.П. Чистяков . Получив от академии малую серебряную медаль за этюд с натуры, оставил это заведение в 1884 г. и с того времени принялся работать самостоятельно, все более и более совершенствуясь в живописи, преимущественно портретной. С 1894 г. состоит членом товарищества передвижных художественных выставок и с 1897 г. преподавателем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Главные произведения этого талантливого живописца - портреты: Государя Императора, А.Н. Серова, великого князя Павла Александровича , императора Александра III (находится у датского короля), своей супруги, композитора Н.А. Римского-Корсакова , живописца И.И. Левитана , литератора Н.С. Лескова (все четыре - в Третьяковской галерее, в Москве) и г-жи Боткиной.

ЦИТАТЫ

...Серов - ученик Репина, и именно в его творчестве сказалось все то, что недоговорено в творчестве учителя. Серов - самый сильный устой "чистого и свободного" реализма. Это человек необычайной искренности, абсолютный враг позы, всякой предвзятости, тенденции. В этих чертах сказалась чисто художественная натура Серова, его природное "сибаритство", его природное эстетическое ко всему отношение, его глубокое чувство прекрасного, его поразительная способность оценивать художественную прелесть явлений...

Художник Валентин Серов, продолжение в книге "Русская школа живописи"

...Первые шаги в искусстве Серов сделал под руководством Репина и целых десять лет был одним из деятельнейших участников передвижных выставок. Таким образом, Серов является как бы плотью от плоти реальной школы 70-х годов, «стасовской» школы, и, однако же, стасовского, передвижнического в нем никогда не было ни на йоту. Мальчиком он несколько лет прожил в Париже и Мюнхене, в такую эпоху, когда западный натурализм только что достиг зенита и находился в полной силе. Но к юному, уже тогда сосредоточенному, независимому Серову не привились грубо натуралистические тенденции, они не сбили его с толку, и он остался вполне самим собой, страстно влюбленным в природу, ненавидящим в искусстве все притянутое, все подстроенное, все подчеркнутое...

Художник Валентин Серов, продолжение в книге "Русская живопись в XIX веке"

Картины

В.А. Серов. Дети Боткины. (А.С.Хохлова и А.С. Нотгафт).1900. Графитный и цветные карандаши. Государственная третьяковская галлерея.

 

В. А. Серов. - Портрет девушки (1888 г.). Третьяковская галерея

В. А. Серов. Портрет княгини

В. А. Серов. Октябрь. Собрание В. В. Ф.-Мек в Москве

В. А. Серов. Финляндский дворик. Собр. Гр. Голенищева-Кутузова

Серов В. А. Петр II и цесаревна Елизавета на псовой охоте 1900. ГРМ.

 


Ссылки:
Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.