Семирадский Генрих Ипполитович
Справка из художественной энциклопедии

Семирадский Хенрык (Siemiradzki) (Генрих Ипполитович) (1843-1902), польский и русский живописец. Представитель академизма. Учился в петербургской АХ (1864-70); пенсионер АХ в Мюнхене (1871) и Риме (1872-77). Профессор петербургской АХ (с 1877). Жил в основном в Риме. Автор многочисленных произведений на сюжеты из истории античности и раннего христианства ("Светочи христианства", 1876, Национальный музей, Краков; "Танец среди мечей", 1881, ГТГ; "Фрина на празднике Посейдона в Элевсине", 1889, ГРМ), отличающихся мастерством композиции и рисунка, детальной разработкой эффектов солнечного освещения. В то же время эклектический, поверхностно-театральный характер творчества Семирадского вызывал резко отрицательные отзывы со стороны русских художников и критиков демократического направления.

ЦИТАТЫ

...Семирадский (1843-1902), по сравнению с Маковским, представляется несравненно большим мастером. В известных отношениях этот художник мог бы даже сойти за новатора. Блеск его красок, верная передача солнечных эффектов, местами красивая, живописная техника были для поколения русских художников 1870-х и 1860-x годов настоящим откровением. К сожалению, Семирадский уступал Маковскому в жизненности своего таланта. Его композиции из античной жизни не что иное, как прекрасные пейзажи и "мертвые натуры", в которые совершенно напрасно, в угоду требованиям исторической живописи, поставлены безжизненные и скучные фигуры. Лишь те картины, где эти фигуры играют второстепенную, по сравнению с пейзажем и "околичностями", роль, Семирадский сохраняет известную прелесть...

Художник Генрих Семирадский, продолжение в книге "Русская школа живописи"

...Из этих трех последних и главных эпигонов Брюллова Семирадский заслуживает особенного внимания, как художник большого таланта, имевший, по чисто живописным способностям, немногих равных себе не только среди единомышленников, но и среди людей, отдавшихся более задушевным и искренним задачам. Семирадский бесспорно оказал значительное влияние на русское искусство, но не только вредное тем, что он еще раз оживил раздавленный было начинаниями 60-х годов академизм, но и благотворное как блеском, ясностью и богатством своих красок, так и исключительным, даже для Запада, мастерством техники...

Художник Генрих Семирадский, продолжение в книге "Русская живопись в XIX веке"

Картины

Г. И. Семирадский. У фонтана

Семирадский Г. И. Фрина на празднике Посейдона в Элевзине. 1889. ГРМ.


Ссылки:
Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.