Саврасов Алексей Кондратьевич
Справка из большой биографической энциклопедии

Саврасов Алексей Кондратьевич (1830—1897) — пейзажист. Художественное образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Еще будучи мальчиком, исполнял акварели столь удачно, что торговцы скупали их как ходкий товар. Исполнив для вел. княг. Марии Александровны несколько картин и рисунков, изображающих виды Петергофа и Сергиевского, получил от Акад. худож. в 1850 г. звание неклассн. художника, из которого в 1854 г. за "Вид в окрестностях Ораниенбаума" был повышен в академики. С 1870-х гг. вошел в известность у публики благодаря в особенности своей картине "Грачи прилетели" (в Третьяковской гал., в М.). Живя и работая почти постоянно в Москве, в 1871—75 гг. участвовал на выставках Товарищества передвижных художественных выставок и в 1873—78 гг. — на академических. Произведения его являлись также на всемирных выставках Венской 1873 г. и Парижской 1878 г., а также на Всероссийской в Москве 1882 г. Пейзажи С. свидетельствуют о том, что он был одарен большой способностью передавать впечатление природы. Кроме картины "Грачи прилетели", лучшими произведениями этого художника могут считаться: "В Кунцеве", "Вид в Ораниенбауме", "Лосиный остров в Сокольниках", "Лесная дорога в Сокольниках", "Печерский монастырь в Нижнем Новгороде", "К концу лета, на Волге" (все шесть в — Третьяковской гал. в М.), "Жатва", "Вечер" (у г. Мацнева в Киеве), "Близ Сухаревой башни" (у И. П. Боткина в М.) и нек. др.

ЦИТАТЫ

...Саврасов представляется самой странной фигурой. Он, в сущности, создал лишь одну знаменитую свою картину - "Грачи прилетели", но эта первая "весенняя" русская картина явилась как бы символом всего обновления русской живописи. В ней веет уже та мягкая поэзия, которая дала нам впоследствии чудные "стихотворения в живописи" Левитана, Серова и Коровина...

Художник Алексей Саврасов, продолжение в книге "Русская школа живописи"

...Саврасов выступил гораздо раньше, еще в 50-х годах, однако вся его деятельность до 1871 года, до появления картины «Грачи прилетели», прошла бледной, жалкой и ненужной. Уже это одно — довольно странный пример в истории искусства, но еще более странно, что, дав эту замечательную и многозначительную картину, он снова ушел в тень, опустился и последние двадцать пять лет прожил в полном бездействии, страдая запоем, еле-еле перебиваясь продажей в московских подворотнях своих очень неважных этюдов. Одинокая картина Саврасова по справедливости должна считаться (наряду, пожалуй, со столь же одинокой картиной Лосенки) каким-то феноменальным, необъяснимым случаем, находящимся вне всякой связи с прошлым, и это как по теме, по чудному поэтичному настроению, так и по исполнению, по простоте, непосредственности исполнения и отчасти даже по красоте красок (теперь картина сильно почернела и поблекла)...

Художник Алексей Саврасов, продолжение в книге "Русская живопись в XIX веке"

Картины

А. К. Саврасов. Грачи прилетели. Третьяковская галерея


Ссылки:
Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.