Рокотов Федор Степанович
Справка из большой биографической энциклопедии

Рокотов, Федор Степанович — один из лучших русских портретистов; род. в тридцатых годах XVIII столетия, умер в 1810 г. Получив художественное образование под руководством Л.-Ж. Ле-Лоррена и графа П. де Ротари, работал в манере этого последнего, но больше него вникал в натуру и был старателен в исполнении. В 1762 г. принят адъюнктом в новоучрежденную спб. академию художеств за представленную ей картину "Венера" и за портрет императора Петра III. Пользовался уже известностью в петербургском высшем обществе, когда вступила на престол Екатерина II. Она поручила ему в 1763 г. написать ее портрет, для которого давала ему сеансы в Петергофе: портрет этот, изображающий императрицу во весь рост, в профиль, среди красивой архитектурной обстановки, был подарен графу Г. Орлову и в настоящее время находится в Гатчинском дворце. Другой портрет великой монархини, поясной, был написан Р. также с натуры (вероятно, в Москве, в 1765 г.). Екатерина осталась очень довольна им, находя, что он — "из самых похожих". Он был пожалован ею академии наук, в которой хранится и поныне. Существует множество повторений этого портрета, как точных, так и с незначительными изменениями в аксессуарах; большинство их приписывается самому Р. Кроме этих двух изображений Екатерины, из-под кисти талантливого живописца вышло несколько портретов Петра III (один — в московской Оружейной палате, два — в Гатчинском дворце) и цесаревича Павла Петровича (лучший — в том же дворце) и немало портретов выдающихся людей екатерининской эпохи, в том числе И. И. Шувалова, графа Г. Орлова, А. А. и Б. А. Куракиных, Л. И. Бибикова, П. Г. Демидова, Г. Н. Теплова и др.

ЦИТАТЫ

...О личности Рокотова нам известно еще менее, нежели о Лосенко, но о его большом живописном даровании говорят его многочисленные произведения. Рокотов выдвинулся очень быстро. В 1760 году он поступает в Академию (едва ли, впрочем, учеником), и уже в 1762 году он признан адъюнкт-профессором. В том же году он пишет два портрета императора Петра III, не уступающих лучшим произведениям Ротари, и сама Екатерина, ни разу не позировавшая Левицкому, позволяет Рокотову писать свой портрет с натуры. Третий портрет императрицы (в Романовской галерее считался при жизни Екатерины за самый схожий. В конце 60-х годов Рокотов совершенно переселяется в Москву, возвращается в 90-х годах в Петербург и умирает в 1812 году2. Вот почти все данные, известные о жизни мастера, которым Россия вправе гордиться не менее, нежели Левицким и Боровиковским...

Художник Федор Рокотов, продолжение в книге "Русская школа живописи"

...Особенно знаменит его профильный портрет Екатерины в Гатчинском дворце, по уверению современников,— наиболее схожий; и действительно вещь эта превосходно исполнена. Чудесный рисунок и живопись в драпировке и теле доказывает, что Рокотов не только был равен по совершенству техники своему учителю, но всматривался с большим вниманием и успехом в волшебное мастерство превосходного итальянского живописца Торелли, переселившегося в конце 50-х годов в Россию и оказавшего также и на живопись Левицкого большое влияние. Однако этот портрет не дает никакой разгадки личности Екатерины и остается далеко позади величественного коронационного ее портрета того же Торелли...

Художник Федор Рокотов, продолжение в книге "Русская живопись в XIX веке"

Картины

Ф. С. Рокотов. Екатерина II. Музей Имп. Академии Художеств

Рокотов Ф. С. Портрет Е. В. Санти. 1785. ГРМ.

Ф.С. Рокотов. Портрет неизвестной в розовом платье. 1770-е. Государственный русский музей

Рокотов Ф. С. Портрет поэта В. И. Майкова, Конец 1760-х гг. ГТГ.

 

 

 

 

 

 

 

 


Ссылки:
Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.