Рябушкин Андрей Петрович
Справка из большой советской энциклопедии

Рябушкин Андрей Петрович [17(29).10.1861, с. Станичная Слобода, ныне Воронежская область, — 27.4(10.5).1904, усадьба Дидвино, близ станции Любань, ныне Ленинградская область], русский живописец. Сын крестьянина-иконописца. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1875—82) у В. Г. Перова и И. М. Прянишникова и в петербургской АХ (1882—90). Жил в Петербурге. Писал жанровые картины, посвященные в основном праздничной, обрядовой стороне крестьянского быта («Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии», 1880, Третьяковская галерея; «Чаепитие», 1903, частное собрание, Москва), сцены из истории России (главным образом 17 в.), трактуя их в камерно-бытовом плане [«Русские женщины XVII столетия в церкви», 1899, «Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)», 1901, обе — Третьяковская галерея; «Едут», 1901, Русский музей, Ленинград]. Оставаясь в целом верным традициям русской живописи 2-й половины 19 в. (убедительно передавая обстановку, костюмы, пейзаж), Р. вместе с тем нередко прибегал к обобщению форм, придавал своим композициям динамику и некоторую плоскостность. Декоративной красочностью, навеянной народным творчеством, введением орнаментальных и архитектурных мотивов он стремился подчеркнуть национальный характер изображаемого. Работал также как иллюстратор.

ЦИТАТЫ

...Рябушкин все же нашел особую сферу. Не грандиозные трагедии интересовали его, а повседневный быт былого времени. Он точно видел все это наяву, точно гулял по этим закоулкам, входил в эти терема и твердо запомнил то, что попадалось ему на глаза курьезного и живописного. Рябушкин был очень упорный и добросовестный реалист. В нем не найти и следа прихорашивания своего предмета. Он бесцеремонно и просто, точно очевидец, передает нам всю грубоватую нарядность, всю простодушную чопорность старинных людей. Какой-либо поэзии впечатления он не добивался, но в его произведениях живет тем не менее большая поэтическая прелесть...

Художник Андрей Рябушкин, продолжение в книге "Русская школа живописи"

...Он выступил в дни наибольшего торжества реализма с громадной картиной, изображавшей «Голгофу» со всей реалистической точностью и во всей реалистической прозе. О грандиозном роковом значении этого момента не было и помина. Казалось, точно Рябушкин снял эту сцену с натуры моментальной фотографией. Тем не менее эта картина производила, скорее, приятное впечатление, как всякая очень убежденно и серьезно созданная вещь. Странное дело, Рябушкин никого почти не обидел этой картиной и даже пришелся по вкусу церковным заказчикам, для которых он исполнил затем немало святых, пророков и апостолов, отличающихся если ничем иным, то по крайней мере известной стильной суровостью и хорошим, серьезным рисунком...

Художник Андрей Рябушкин, продолжение в книге "Русская живопись в XIX веке"

Картины

А. Рябушкин. Едут. Музей имп. Александра III

А. П. Рябушкин. Московская улица в XVII в. Собрание В. А. Фролова в С.-Петербурге

Рябушкин А. П. Русские женщины XVII столетия в церкви. 1899. ГТГ.


Ссылки:
Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.