Рерих Николай Константинович
Справка из художественной энциклопедии

Рерих Николай Константинович (1874-1947), русский живописец, археолог. Учился в петербургской АХ (1893-97) у А. И. Куинджи, затем в Париже (1900-01). Секретарь ОПХ (с 1901) и директор Рисовальной школы при нём (1906-18). Член объединения "Мир искусства" (председатель в 1910-19). С 1920 жил главным образом в США и Индии. Совершил 2 большие экспедиции (1924-28 и 1934-35) по Центральной и Восточной Азии, собрал ценные археологические и этнографические материалы. Тематику творчества Рериха определяли сначала интерес к славянскому язычеству ("Дозор", 1905, ГРМ), а с 20-х гг. - к буддизму ("Тибет. Монастырь", темпера, 1942, ГРМ), представление об историческом развитии как о цепи мировых катаклизмов ("Небесный бой", темпера, 1912, ГРМ). Произведения Рериха отличаются напряженной эмоциональностью, лапидарностью выразительных средств (контурный рисунок, локальные контрастные тона), а в поздний период - усложнённым аллегоризмом замысла ("Знаки Гэсера", 1940, "Помни", 1945, - оба темпера, ГРМ). В 1910-е гг. оформлял спектакли антрепризы С. П. Дягилева (балет И. Ф. Стравинского "Весна священная", 1913, и др.), работал в области монументальной живописи (эскизы росписей церкви св. Духа в Талашкине, 1914, и др.). С 1920-х гг. Рерих занимался обширной просветительской деятельностью по международной охране памятников мировой культуры; в 1954 на основе так называемого пакта Рериха в Гааге был подписан Заключительный акт Международной конвенции по защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта. Значителен вклад Рериха и его сына, живописца Святослава Николаевича Рериха (р. 1904, живёт в Индии), в культурном сближении советского и индийских народов.

ЦИТАТЫ

...Еще один художник — Рерих — выдвинулся за последнее время в качестве исторического живописца. У него совершенно обособленный, если не считать васнецовские фрески в Историческом музее, круг сюжетов — первобытная жизнь славянских племен...

Художник Николай Рерих, продолжение в книге "Русская живопись в XIX веке"

...Рерих также петербуржец, но по всему своему складу и по своим намерениям он примыкает к В. Васнецову. По нарочитой же грубости своей техники, по характеру своего колорита, напоминающего русские пряники и ковриги, он бесспорно принадлежит к московскому толку. Рерих человек в высшей степени талантливый, но не обладающий развитым вкусом, он такой же полуварвар, как и его прототип - Васнецов...

Художник Николай Рерих, продолжение в книге "Русская школа живописи"

Картины

Н. К. Рерих. "Заморские гости". Собственность Его Императорского Величества Государя Императора


Ссылки:
Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.