Прянишников Илларион Михайлович
Справка из биографического словаря

Прянишников Илларион Михайлович (1839 - 94) - живописец-жанрист, получил образование в 1850-х годах в московском училище живописи, ваяния и зодчества, в 1870 году был удостоен звания художника 1-й степени, жил и работал в Москве. Его картины, несколько сухие по исполнению, но свидетельствующие о том, что он обладал редким даром наблюдательности, вдумчиво относился к своим задачам и прекрасно изучил отечественные типы и нравы, являлись преимущественно на выставках товарищества передвижных художественных выставок. Из этих картин особенно сильное впечатление на публику произвела в 1865 году одна, изображающая московских гостинодворцев, потешающихся над пропойцей-чиновником, который пляшет перед ними под звуки гармоники (находится в Третьяковской галерее, в Москве). Среди прочих произведений Прянишникова лучшими могут считаться: "Погорельцы" (1870, в той же галерее), "На тяге", "Жестокие романсы" (1881), "Возвращение с ярмарки" (1883), "Спасов день" (1887), "Охота на медведя" и "В мастерской художника" (1890).

ЦИТАТЫ

...Прянишников интересен еще более потому, что со временем он постарался выбиться из узкой колеи направленства и один из первых начал искать новых путей. Положим, его "Спасов день на Севере" 1887 г. сильно напоминает фотографию и не представляет из себя образцовой живописи, но и то было важно, что в то время, как Репин был занят своим вариантом "Крестного хода", Владимир Маковский продолжал сочинять свои неостроумные анекдоты, а все прочие старались писать вещи "нужные", Прянишников вдруг отбросил всякие намерения учить, рассказывать, навязывать свои мысли и обратился к простому изображению действительности...

Художник Илларион Прянишников, продолжение в книге "Русская школа живописи"

...Развитие Прянишникова шло параллельно с общим движением русского искусства. Его подвижный характер и острый ум не позволяли ему застревать на чем-либо одном, и, таким образом, он три раза менял не только свою технику, но и самое свое отношение к делу, каждый раз, впрочем, как-то наивно, прямолинейно и вполне убежденно. В 60-х годах он писал совершенно то же самое, что писал тогда Перов. В 70-х и начале 80-х то, чем прославился в особенности Вл. Маковский. В последние годы своей жизни он отказался и от обличения, и от смешка и принялся попросту рисовать сцены из народной жизни...

Художник Илларион Прянишников, продолжение в книге "Русская живопись в XIX веке"

Картины

И.М. Прянишников. Шутники. Гостиный двор в Москве. 1865 г. Государственная Третьяковская галлерея.

Прянишников И. М. Спасов день на Севере. 1887. ГТГ.


Ссылки:
Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.