Попов Андрей Андреевич
Справка из биографического словаря

Попов Андрей Андреевич - живописец-жанрист (1832 - 1896). Получив первоначальную художественную подготовку в Туле, под руководством своего отца, незначительного провинциального живописца, был определен в воспитанники Академии Художеств. Здесь его учителями были сперва В. Воробьева, а потом Б. Виллевальде . Попов пользовался поддержкой общества поощрения художников. Его картина "Демьянова уха" (на сюжет басни Крылова ) на академической выставке 1857 г. произвела большое впечатление на публику характерностью и выразительностью изображенных лиц и своим здравым комизмом. Она доставила художнику малую золотую медаль. Одновременно с ней были им выставлены картины: "Возвращение из города" и портрет детей г. Языкова . В 1860 г. явилось лучшее из всех произведений Попова - "Склад чая на Нижегородской ярмарке", за которое академия наградила его званием классного художника 1-й степени, и большой золотой медалью; после этого Попов отправился в путешествие в 1863 г., доставив пред тем на академическую выставку 1861 г. картины: "Богомолки" и "Мастерская художника". Срок своего заграничного пенсионерства Попов провел в Париже и в Риме, откуда возвратился в Санкт-Петербург в 1867 г. и привез написанную там картину "Гулянье на Монте-Пиньо". Это было последнее его произведение, не лишенное достоинств, но несравненно более слабое, чем его первые картины. Вообще блестящие надежды, которые Попов подавал в начале своей карьеры, не оправдались: вследствие своей болезненности и зависевшего от нее упадка энергии, он работал все слабее и слабее и под конец почти совершенно бросил заниматься живописью.

ЦИТАТЫ

...Он также выступил еще до Перова и также, скорее, должен быть отнесен к чистым реалистам, в  противоположность  нашим  доморощенным  паточным  Salonmaler'am, в духе Зичи и Чернышева, и художникам-литераторам, выступившим в 60-х годах. На свое несчастье, Попов имел в самом же начале своей карьеры выдающийся успех во влиятельных кругах, и не успел он окрепнуть, как уже был отправлен «для усовершенствования» в чужие края. Малоподготовленный, наивный, он был там, как и все его предшественники, сейчас же сбит с толку и вернулся оттуда зараженный одною лишь модной приторностью лавочного французского и итальянского художества. Те картины, которые были написаны им до поездки: «Демьянова уха», «Чаепитие в трактире», несколько подстроенная, но все же живая сценка на «Нижегородской ярмарке»,— обнаруживают в нем внимательного и довольно искусного художника...

Художник Попов Андрей, продолжение в книге "Русская живопись в XIX веке"


Ссылки:
Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.