Поленова Елена Дмитриевна
Справка из большой биографической энциклопедии

Поленова Елена Дмитриевна (1850—1898) — художница, сестра живописца В. Д. Поленова (см.), ученица П. П. Чистякова и спб. рисовальной школы имп. общества поощрения художеств (в которой главным ее наставником был И. Н. Крамской); совершенствовалась в Париже, посещая мастерскую Шаплена. Во время русско-турецкой войны 1877—78 гг. занималась уходом за ранеными, позже делами благотворительности. В 1884 г. сделала поездку для этюдов по Волге и Дону, на Кавказ и в Крым. Писала картины масляными красками, работала акварелью, занималась керамической живописью, сочиняла рисунки для художественно-промышленных изделий, изготовляла оригиналы картинок для иллюстрированных изданий, обнаруживая во всех этих родах деятельности редкий талант и тонкий вкус. Важнейшие из ее произведений: картины "Иконописная мастерская XVI-го столетия" (наход. в Третьяковской гал., в Москве), "Князь Борис пред его убиением" (в Русск. музее имп. Александра III, в СПб.), " Странствующие музыканты" и "В гостях у крестной", иллюстрации к сказкам "Белая уточка", "Война грибов", "Иванушка дурачок" и "Дед Мороз" и рисунки в новом оригинальном роде для фабрики Абрамцевой в Москве.

ЦИТАТЫ

...Неутомимая труженица, истинно культурная женщина, она с пытливым вниманием обратилась, вслед за Васнецовым, к изучению "основ" народной русской красоты. В то же время Поленова зорко следила за западной эволюцией художественной промышленности. Вслед за англичанами, за Грассе, она обратилась к природе; англичане же подсказали ей и изучение кустарного дела, в котором ярче всего сказывается народный вкус. Результатами этого изучения получились ее не особенно удачные декоративные опыты и ее милые иллюстрации к детским сказкам, в которых декоративный элемент играет значительную роль...

Художник Елена Поленова, продолжение в книге "Русская школа живописи"

...Здесь на первом и самом почетном месте стоит безвременно погибшая Елена Поленова, не только как творец, но и как вдохновительница, как устроительница, вечно пребывавшая в хлопотах, вечно искавшая новых людей, новых сил, неотступного движения вперед. Сама Е. Поленова была глубоко художественной натурой, всю свою жизнь старалась проникнуть в самые тайны собственной души, надеясь найти там разгадку основ искусства. В этом искании она прошла все стадии творчества, начав с реализма и перейдя затем к истории и к отысканию древних, но все еще живучих форм...

Художник Елена Поленова, продолжение в книге "Русская живопись в XIX веке"

Картины

Е. Д. Поленова. Змий. Эскиз. 1895-1898


Ссылки:
Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.