Перов Василий Григорьевич
Справка из российского гуманитарного энциклопедического словаря

Перов Василий Григорьевич (1833/34—82) — живописец. Учился в Арзамасской школе живописи А. В. Ступина (1846—49, с перерывами), в МУЖВЗ — Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества (1853—61). Являлся пенсионером АХ за границей (1862—69). В произв. 1860-х гг. обращался к остро соц. темам, показывая отрицат. явления совр. ему действительности. Мн. работы имеют также антиклерикальную направленность ("Сельский крестный ход на Пасхе", 1861; "Монастырская трапеза", 1865—75). Мн. произв. посв. тяжелой жизни народа, в них даны точные и емкие образы ("Гитарист-бобыль", 1865; "Проводы покойника", 1865; "Тройка", 1866; "Утопленница", 1867; "Последний кабак у заставы", 1868). Общее настроение произв. создается единством фигур и пейзажа, а также особым колористич. единством полотна: для усиления драматич. содержания картины П. использовал серовато-коричневую гамму, лиричность образа подчеркивалась золотистой цветовой гаммой. Создал образы представителей передовой рус. интеллигенции ("А. Н. Островский", 1871; "В. И. Даль", "Ф. М. Достоевский", оба 1872). В 70-е гг. все реже обращался к сюжетам, содержащим соц. обличение, перейдя к картинам, изображающим с мягким юмором бытовые сцены из жизни рус. провинции ("Птицелов", 1870; "Охотники на привале", 1871; "Никита Пустосвят", 1881). П. — чл.-учредитель Т-ва передвижных худож. выставок. С 1871 преподавал в МУЖВЗ.

ЦИТАТЫ

...Перов родился в 1834 году. Детство и юность его протекли в деревне и в провинции (он был учеником Ступинской художественной школы в Арзамасе), а молодость в Москве, где он окончил Училище живописи и ваяния. С ним первопрестольная решительно вступает в историю русского художества, и это вполне естественно, не столько потому, что в Москве ключом била типично русская жизнь, привлекавшая, в освещении реалистской литературы, на себя всеобщее внимание, сколько потому, что в Москве существовала художественная школа, в которой царила полная свобода и даже скорее бестолочь и беспринципность...

Художник Василий Перов, продолжение в книге "Русская школа живописи"

...Будучи человеком очень впечатлительным и нервным, Перов не мог оставаться равнодушным во время всеобщего исступления, и в его картинах стало отражаться то желчное озлобление, которое овладело передовым русским обществом в начале 60-х годов. Мало-помалу Перов совсем ушел от добродушных назиданий Федотова и ухватился за такой же карающий и меткий бич, какой был в руках у Курбе. Картина, появившаяся в год освобождения крестьян, не имела и следа сентиментальности, но была дерзкой, вполне «базаровской», по резкости, выходкой. «Проповедь в селе» изображена в окончательно мрачных красках. Нет ни малейшего просвета.

Художник Василий Перов, продолжение в книге "Русская живопись в XIX веке"

Картины

В.Г. Перов. Приезд гувернантки в купеческий дом. 1866. Государственная Третьяковская галлерея.

Перов В. Г. Сельский крестный ход на Пасху. 1861. ГТГ.

Перов В. Г. Проводы покойника. 1865. ГТГ.

Перов В. Г. Портрет писателя Ф. М. Достоевского. 1872. ГТГ.

Перов В. Г. Никита Пустосвят. Спор о вере. 1880—1881. ГТГ.


Ссылки:
Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.