Нестеров Михаил Васильевич
Справка из большой биографической энциклопедии

Нестеров Михаил Васильевич, род. 1862, ум. 1942. Живописец, представитель русского символизма и модерна, мастер религиозной живописи. Ученик В. Г. Перова, А. К. Саврасова, И. М. Прянишникова. Участвовал в Товариществе передвижных художественных выставок. Работы: "Избрание Михаила Федоровича на царство" (1886), "За приворотным зельем" (1888), "Пустынник" (1888—1889), "Видение отроку Варфоломею" (1889—1890), эскизы росписи Владимирского собора в Киеве (1890—1895), мозаики и иконы церкви Спаса на крови (Петербург, 1894—1897), "Великий постриг" (1897), росписи церкви храма Александра Невского в Абастумани (1902—1904), "Святая Русь" (1901—1906), росписи храма Марфо-Мариинской обители в Москве (1908—1911), "О. М. Нестерова" (портрет дочери, 1906), "На Руси" (1916), "Философы" (П. А. Флоренский и С. Н. Булгаков, 1917), "Автопортрет" (1928), "Художники П. Д. и А. Д. Корины" (1930), "Скульптор И. Д. Шадр" (1934), "Хирург С. С. Юдин" (1935), "Портрет академика И. П. Павлова" (1935), "Скульптор В. И. Мухина" (1940). Лауреат Государственной премии СССР (1941). Заслуженный деятель искусств России (1942).

ЦИТАТЫ

...Нестеров был бы одним из самых приятных русских живописцев, если бы он остался верен своему таланту, своему специальному призванию. Нестеров мог бы быть превосходным пейзажистом. Фоны большинства его картин доказывают это. К сожалению, в этих картинах, кроме чудесных пейзажей, очень мало отрадного для глаза, а самые пейзажи играют лишь второстепенную роль. Лишь в "Видении отроку Варфоломею" - фигуры почти не портят чудесного чисто русского пейзажа, расстилающегося позади них, напротив того, даже подчеркивают невеселую праздничность его, какое-то похоронное настроение, нашедшее себе самый напряженный аккорд в понурой фигуре привидения-схимника на первом плане...

...Нестеров именно в пейзажах своих картин обещал быть большим и поэтичным художником. Он нашел сумрачную торжественность северного леса, серую тишину, умиленно-ожидательное настроение русской природы. В фонах его картин "Юность преподобного Сергия", "Труды преподобного Сергия", "Преподобный Сергий Радонежский" передана задумчивая, религиозная нота нашего пейзажа, в них переданы нежность дождливой атмосферы, хрупкость растительности, милая свежесть всего. Можно было ожидать, что Нестеров даст нечто более подлинное, нежели В. Васнецов. Но ожидания эти не сбылись, и в последних картинах, исполненных тоскливого ханжества, даже пейзажная сторона приобрела характер шаблона...

Художник Михаил Нестеров, продолжение в книге "Русская школа живописи"

...Он не только поэт-реалист, не только открывает в действительности вечные начала красоты и поэзии, но всей своей природой рвется из этой действительности, весь отдан глубоким вопросам сверхчувственного и сверхъестественного порядка, вопросам религии и жизни в Боге. Жаль только, что этот одаренный истинно мистической натурой художник до такой степени спутан чем-то весьма похожим на честолюбие, до того погружен в чисто суетные интересы, что мистический идеал, живущий в его душе сильно, с каждым годом меркнет и теряется....

Художник Михаил Нестеров, продолжение в книге "Русская живопись в XIX веке"

Картины

 

М.В. Нестеров. Видение отроку Варфоломею. 1889-90. Государственная Третьяковская геллерея.

М. В. Нестеров. Пустынник. Собрание С. П. Дюгилева в С.-Петербурге

Нестеров М. В. Юность преподобного Сергия. 1892—1897. ГТГ.

Нестеров М. В. Под благовест. 1895. ГРМ.


Ссылки:
Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.