Малютин Сергей Васильевич
Справка из художественной энциклопедии

Малютин Сергей Васильевич (1859-1937), советский живописец и график. Учился в МУЖВЗ (1883-86) у И. М. Прянишникова и В. Е. Маковского; преподавал там же (1903-17) и в ГСХМ-Вхутемасе (1918-23). Член Союза русских художников (с 1903) и ТПХВ (с 1915), один из организаторов АХРР. Картины Малютина 90-х гг. по социальной весомости и зрительной убедительности образов близки лирическим жанровым произведениям поздних передвижников ("Подруги", 1893, ГТГ). Как портретист эволюционировал от свободной, динамичной живописи 1900-х гг. (автопортрет, 1901, ГТГ) к более строгой монументализированной манере 1910-20-х гг., позволяющей острее выявить артистизм или интеллектуальную самоуглублённость модели ("К. Ф. Юон", 1914, пастель, ГТГ). В портретах 20-30-х гг. Малютин воплощал образы героических современников, подчёркивая в них черты душевной широты и лиричности ("Д. А. Фурманов", 1922, ГТГ). В области книжного оформления, декоративно-прикладного искусства и архитектуры, воплощая характерный для эпохи тип художника-универсала, придерживался национально-романтической линии стиля "модерн" (иллюстрации к "Сказке о царе Салтане" А. С. Пушкина, издание 1898; архитектурные работы - "Теремок", театр и храм-усыпальница в Талашкине, начало 1900-х гг., дом Перцова в Москве, 1910, совместно с архитектором Н. К. Жуковым). Работал также для театра.

ЦИТАТЫ

...В Малютине мало общего с Васнецовым, но бесспорно, что и он пошел вслед Васнецову в своих поисках за "истинной Россией". Сначала Малютин был трезвым и непосредственным реалистом, и лишь к середине 1890-x годов из него стал вырабатываться тот курьезный, несуразный фантаст-декоратор, который имел одно время выдающийся успех среди художников и любителей, но который так же, как и Поленова, ныне утратил значительную часть своей прелести благодаря слишком шаблонному и легкомысленному повторению одной и той же довольно убогой формулы. Страннее всего то, что Малютин-реалист был настоящим мастером. Его пейзажи, "внутренности", портреты 1880-x годов принадлежат к самым тонким вещам того времени...

Художник Сергей Малютин, продолжение в книге "Русская школа живописи"

...Самый любопытный из всех новейших художников-декораторов, бесспорно, Малютин. Самый любопытный уже потому, что он самый русский, вполне русский, более русский даже, нежели Васнецов и Коровин, не говоря уже о Головине, в значительной мере приближающемся к интернационалистам, о которых речь впереди. Любопытен Малютин, но именно только любопытен, только занятен, до настоящего же художественного совершенства ему бесконечно далеко. Малютин — странное порождение русской культуры, такое же странное, если и бесконечно менее значительное, как церковь Василия Блаженного, как некоторые безумные страницы Достоевского, некоторые картины Ге или музыка Мусоргского...

Художник Сергей Малютин, продолжение в книге "Русская живопись в XIX веке"

Картины

С.В. Малютин. Хованщина

Малютин С. В. Флот царя Салтана. Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане» А. С. Пушкина. 1898. ГТГ.


Ссылки:
Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.