Малявин Филипп Андреевич
Справка из художественной энциклопедии

Малявин Филипп Андреевич (1869-1940), русский живописец. Учился в монастырской иконописной мастерской в Греции (1885-91) и в петербургской АХ (1892-99) у И. Е. Репина. Член Союза русских художников (с 1903). В 90-х гг. создавал сдержанные по колориту, меткие по психологической характеристике портреты ("К. А. Сомов", "И. Э. Грабарь" - оба 1895, ГРМ). С конца 90-х гг. произведениям Малявина присущи повышенный декоративизм, свободная, почти самодовлеющая игра предельно интенсивных красочных пятен, организованных линейным ритмом в декоративно-плоскостные динамические завихрения, обрамляющие скульптурно чёткие, спокойно моделированные лица ("Девка", 1903, "Вихрь", 1906, - оба в ГТГ). Завораживающая стихия цвета воплощает у Малявина внутреннюю мощь народных типов, передаёт широкую шкалу чувств - от безудержного веселья до мрачной сосредоточенности. В советское время создал серию зарисовок с натуры В. И. Ленина (1920, ЦМЛ и другие собрания). С 1922 жил за границей.

ЦИТАТЫ

...Малявин - ученик Репина, но к Репину он относится так же, как Гойя к Веласкесу или как Фрагонар к Ватто. Трезвое нормальное искусство Репина, его добросовестное служение искусству в понимании школы 1860-x годов, его рассудочность превратились в Малявине в какую-то вакханалию красок, в самое ухарское виртуозничание, в расплывчатую и беспринципную мономанию. Малявин имеет кое-что общее с Бенаром, он некоторыми особенностями техники приближается к шотландским боям, и, наконец, нельзя отрицать его родства с Цорном...

Художник Филипп Малявин, продолжение в книге "Русская школа живописи"

...Судьба Малявина совершенно фантастическая. Этот русский Бенар, запугавший своими чрезмерно звучными фанфарами профессоров Академии и петербургскую публику, когда-то ходил в рясе, был послушником на Афоне. Какая огромная сила должна была быть в этом человеке, чтоб уверовать в свое дарование, прийти за тридевять земель, уже взрослым человеком учиться делу, имеющему мало общего с монашеством, какая сила, чтоб не употребить свой талант на иконописание, хотя бы в духе Васнецова, но окончательно бросить le froc aux orties и бодро, смело, дерзко пойти по стопам своего учителя — автора «Бурлаков» и «Не ждали»...

Художник Филипп Малявин, продолжение в книге "Русская живопись в XIX веке"

Картины

Ф.А. Малявин. Верка

Малявин Ф. А. Крестьянская девушка с чулком. 1895. ГТГ.


Ссылки:
Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.
Этот домен продается здесь: telderi.ru, и еще много других