Маковский Константин Егорович
Справка из большой советской энциклопедии

Маковский Константин Егорович [20.6(2.7).1839, Москва, ‒ 17(30).9.1915, Петербург], русский живописец, действительный член петербургской АХ (1898). Брат В. Е. Маковского. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1851‒58) у С. К. Зарянко и в петербургской АХ (с 1858). Участник «бунта четырнадцати», М. в 1863 покинул АХ, став одним из членов Артели художников и членом-учредителем Товарищества передвижных художественных выставок (см. Передвижники). Испытал сильное влияние салонного искусства. В конце 1860-х ‒ начале 1870-х годов обращался к сюжетам из народной жизни («Балаганы на Адмиралтейской площади», 1869, Русский музей, Ленинград), создал ряд правдивых портретов (например, О. А. Петрова, 1870, Третьяковская галерея). Позже, с середины 1870-х годов, всё более склоняясь к академизму («Возвращение священного ковра из Мекки в Каир», 1876, Русский музей), порвав с передвижниками (1883), писал главным образом внешне эффектные портреты и жанрово-исторические сцены (портрет жены художника, 1881, «Поцелуйный обряд», 1895, ‒ оба в Русском музее; «Князь Репнин на пиру у Ивана Грозного», Иркутский областной художественный музей).

ЦИТАТЫ

...Из этих художников наиболее крупной величиной представляется К. Маковский, бесспорно, одна из талантливейших фигур всей русской школы. Все несчастье К. Маковского в его времени; период сложения его художественной личности прошел в то время, когда еще царили позднеромантические течения, так сказать - декадентство романтизма, и таким декадентом романтизма остался К. Маковский на всю жизнь, несмотря на временное увлечение гражданской пропагандой 60-х годов и на редкие уступки передвижнической программе. Уже "школы", воспитавшей Брюллова, К. Маковский не мог застать, и недоучившимся, вернее, полунаучившимся талантом он представляется во всем своем пестром, разнохарактерном творчестве...

Художник Константин Маковский, продолжение в книге "Русская школа живописи"

...Константин Маковский в русской живописи второй половины XIX века является тем художником, на которого можно указать как на тип компромиссного мастера, как на истинного и неоспоримого наследника брюлловского академизма. Он вечно удовлетворял модным потребностям и постарался связать в одно целое национализм, реализм, академический псевдоидеализм и попросту великосветское изящество, что, положим, ему и удалось, но ценою его крупного дарования, загубленного в погоне за этим мелким идеалом...

Художник Константин Маковский, продолжение в книге "Русская живопись в XIX веке"

Картины

К. Маковский. Возвращение священного Ковра из Мекки в Каир. Музей Имп. Александра III


Ссылки:
Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.