Левицкий Дмитрий Григорьевич
Справка из художественной энциклопедии

Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735-1822), русский живописец. Портретист. Учился у своего отца - украинского гравёра Г. К. Левицкого (Носа) и у А. П. Антропова (с 1758). Возможно, участвовал вместе с отцом в росписи Андреевского собора в Киеве (1752-55). Около 1758 переехал в Петербург. В 1771-87 руководил портретным классом петербургской АХ. Левицкий - крупнейший мастер русского парадного портрета XVIII в. В его произведениях 70-х гг. ("А. Ф. Кокоринов", 1769-70, ГРМ; "Н. А. Сеземов", 1770, "П. А. Демидов", 1773, - оба в ГТГ) торжественная приподнятость образа сочетается с чертами естественности и обыденности, с острым восприятием матери- альности окружающих модель аксессуаров, раскрывающих социальное положение, профессию, интересы изображённого человека. В серии отличающихся богатством цветового строя парадных портретов юных воспитанниц Смольного института (около 1773-76, ГРМ) Левицкий раскрыл разнообразие характеров и живость чувств своих моделей, передал неподдельную красоту и обаяние молодости. Углублённостью и многообразием индивидуальных характеристик отмечены камерные портреты 70-х гг. ("Д. Дидро", 1773-74, Музей искусства и истории, Женева; "М. А. Дьякова", 1778, "Я. Е. Сиверс", 1779, - оба в ГТГ), исполненные в более свободной живописной манере. В начале 80-х гг. под влиянием классицизма тонкая нюансировка сменяется в произведениях Левицкого локальным цветом, появляется некоторая заглаженность письма ("Урсула Мнишек", 1782, ГТГ; "Екатерина II", 1783, ГРМ). Со второй половины 80-х гг. его работы утрачивают прежнюю целостность и гармоничность, характеристики моделей становятся несколько внешними (портрет дочери Агаши в русском костюме, 1785, ГТГ). Однако и в поздние годы Левицкий создал ряд произведений, отмеченных яркой выразительностью художественных средств ("Неизвестный со сфинксом", 90-е гг., собрание Гиршман, Париж). После 1800 из-за болезни глаз Левицкий почти не работал. Творчество Левицкого оказало значительное влияние на формирование целого поколения русских портретистов, в том числе В. Л. Боровиковского.

ЦИТАТЫ

...Портреты Левицкого (1735-1822) одинаково интересны и для историка, и для художника. Он переписал массу выдающихся деятелей блестящей екатерининской эпохи, изобразил их с совершенно убедительной живостью, сумел, как никто в России, передать характерный тон и лоск, всю внешнюю "манеру жить" великосветского общества своего времени и в то же время создал ряд первоклассных образцов живописи, не уступающих по своим техническим совершенствам лучшим произведениям западных школ. Произведения Левицкого сразу отличишь среди массы других благодаря совершенно особой "зоркости" глаз изображенных лиц, их совершенно особым, несколько насмешливым усмешкам, наконец, благодаря знаменитому мастерству, с которым написаны шелка, кружева, бриллианты. Этот провинциал, попович, получивший чисто практическое художественное образование в мастерской Антропова и под руководством Валериани, должен был обладать недюжинным художественным темпераментом, чтобы до такой степени усвоить себе блеск живописной техники самой блестящей эпохи европейской живописи. Правда, он был уроженцем Киевской губернии, т.е. той части России, в которой западная культура была насажена за много лет до своего появления в Московии и где она успела пустить более глубокие корни. Однако как раз в чисто художественном отношении южная Россия и в XVIII веке не отличалась в выгодную сторону от средних и северных губерний. Местная граверная школа, одним из представителей которой является и отец Левицкого, почти не представляет художественного интереса, являясь донельзя слабым подражанием немецкой гравюре, и считать такого готового мастера, каким был Левицкий-сын, продуктом киевского художества едва ли верно...

Художник Дмитрий Левицкий, продолжение в книге "Русская школа живописи"

...Левицкий был родом из Малороссии и сын весьма образованного священника, большого любителя искусств, не без некоторого успеха занимавшегося живописью и гравированием. С ранних лет он рос среди той полузападной цивилизации, которая проникла еще во времена польского владычества в Киев и там пустила крепкие корни. Воспитывался он в Киевской Духовной академии, этой русской Сорбонне, которая блестяще расцветала в борьбе с католичеством, так остроумно пользуясь при этом опаснейшими орудиями противников: наукой и образованностью...

Художник Дмитрий Левицкий, продолжение в книге "Русская живопись в XIX веке"

Картины

Д.Г. Левицкий. Портрет Екатерины II. 1782. Государственный русский музей.

Д. Г. Левицкий. Ф. П. Макеровский. Собств. Д. Ф. Макеровского

Д.Г. Левицкий. Портрет архитектора АФ. Кокоринова, директора и первого ректора Академии художеств.1769. Государственный русский музей.

Д.Г. Левицкий. Портрет княжны П.Н. Репниной, впоследствии жены князя Ф.Н. Голицына. 1781. Государственный русский музей.

Д.Г. Левицкий. Портрет Е.Н. Хрущовой и княжны Е.Н. Хованской, вопитанниц Императорского воспитательного общества благородных девиц (Смольный институт), 1773. Государственный руский музей.

Левицкий Д. Г. Портрет Урсулы Мнишек 1782. ГТГ.


Ссылки:
Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.