Куинджи Архип Иванович
Справка из большой биографической энциклопедии

Куинджи Архип Иванович — известный русский пейзажист; род. в 1842 г.; учился у Айвазовского и в течении короткого времени в академии художеств, от которой в 1878 г. получил звание классного художника 1-й степени. Первые его картины: "Татарская деревня при лунном освещении", "Виды Валаама и Ладожского озера", "Исаакиевский собор при лунном освещении" еще неясно указывали на его направление. Затем явились "Оставленная деревня", "Лунная ночь на Украйне" (Третьяковская галерея в Москве), которые дали ему большую известность в публике. За этим следовали: "Поле и река перед грозой", "Ночь на Днепре" (у великого князя Константина Константиновича), "Березы на поляне", "Березовая роща", "Утро на Днепре" (Третьяковская галерея), "Закат солнца в лесу" и некоторые др. Вообще он написал немного картин и вот уже десять лет как не выставляет новых. По целостности впечатления, производимого картинами К., он напоминает Айвазовского, подобно которому он также пренебрегает околичностями, но К. более однороден в тонах каждой картины и, сосредоточивая тем внимание зрителя, не дает ему разнообразия после удовлетворения первого впечатления. Однако, в выбранных тонах он представляет удивительные градации полутонами, чем достигал иногда полной оптической иллюзии. Особенное возбуждение произвела его "Ночь на Днепре", где лунное сияние вдали на реке выражено с полной иллюзией. В письмах Крамского (изд. Стасова) можно читать, какое сильное впечатление произвела эта картина на художников. Свидетельствуя о чрезвычайном искусстве К., Крамской, однако, сомневается, чтобы картина могла в неизменном виде дойти до потомства. Действительно, изменяемость красок была причиной, что в несколько лет картины К. потеряли, к сожалению, многое из своего богатства полутонов. По введении в действие нового временного штата академии художеств, К. сделан членом ее совета и профессором-руководителем ее пейзажной мастерской.

ЦИТАТЫ

..."импрессионизм" Куинджи требует больших оговорок. Он добился большей яркости красок, он наметил новые точки в пейзаже, он первый в России (сорок лет после Коро) указал на необходимые упрощения форм, но, человек малокультурный, без всякой меры захваленный современниками, он не создал чего-либо безотносительно прекрасного, художественно зрелого. В технике он остался дилетантом, в мотивах он потворствовал самым грубым требованиям эффектности, в поэзии замысла он не уходил от "общих мест". За границей он совершенно проглядел все освободительное движение близких к нему по темпераменту художников и остался всю свою жизнь "провинциалом", живым, до некоторой степени смелым, но безнадежно грубым и неразвитым художником...

Художник Архип Куинджи, продолжение в книге "Русская школа живописи"

...Роль русского Моне, показавшего прелесть самой краски, открывшего законы ее вибрирования, ее звона, сыграл в русской живописи, toute proportion gardee, Архип Куинджи. Его эффектные, яркие и ясные картины прямо ошеломили апатичную, тоскливо-приличную русскую публику и вызвали в свое время такие же ожесточенные споры, столько же волнения, восторгов и негодования, как и выставки Верещагина.

Куинджи был учеником Айвазовского, и только горячий, увлекающийся, истый южанин Айвазовский, с его пестрой и ясной, как радуга, как иллюминация, палитрой, мог из всех русских художников пробудить в своем молодом ученике, тоже южанине, столь же горячем и увлекающемся, как он сам, порывы к яркому и цветистому. Широко взятые, вольно раскидистые композиции учителя должны были благотворно действовать на юношу, который, не видав еще ничего другого, не мог понять тогда их внутренней пустоты, но зато привыкал, увлекаясь ими, просто и свободно смотреть на природу...

Художник Архип Куинджи, продолжение в книге "Русская живопись в XIX веке"

Картины

А. К. Куинджи. Гроза. Третьяковская галерея

Куинджи А. И. Березовая роща. 1879. ГТГ.

 


Ссылки:
Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.