Крамской Иван Николаевич
Справка из художественной энциклопедии

Крамской Иван Николаевич (1837-1887), русский живописец, рисовальщик и художественный критик. Идейный вождь демократического движения в русском искусстве 1860-80-х гг. Учился в петербургской АХ (1857-63). Преподавал в Рисовальной школе ОПХ (1863-68). Инициатор "бунта четырнадцати", который завершился выходом из АХ её выпускников, организовавших Артель художников. Один из создателей и идеологов ТПХВ (смотри Передвижники). Портреты Крамского, составившие галерею образов крупнейших деятелей русской культуры, воплощают возвышенные морально-этические и эстетические идеалы художника, его представления о человеке-гражданине ("Л. Н. Толстой", 1873, "И. И. Шишкин", 1873, "П. М. Третьяков", 1876, "М. Е. Салтыков-Щедрин", 1879, - все в ГТГ). Демократические взгляды Крамского нашли яркое выражение в портретах крестьян, отразивших душевное богатство и внутренне достоинство человека из народа, а порой и зреющий в нём социальный протест ("Полесовщик", 1874, ГТГ; "Мина Моисеев", 1882, ГРМ). В картине "Христос в пустыне" (1872, ГТГ) Крамской, продолжая гуманистическую традицию А. А. Иванова, трактовал религиозный сюжет в морально- философском плане, воплотил сложные раздумья современников над судьбами мира, идею героического самопожертвования. Крамской создал также ряд картин, стоящих на грани портрета и тематической картины, в которых раскрывал сложные душевные движения, характеры и судьбы ("Некрасов в период 'Последних песен'", 1877-78, "Неизвестная", 1883, "Неутешное горе", 1884, - все в ГТГ). Демократическая направленность творчества Крамского, его взгляды на искусство, представления о высоком общественном долге художника оказали существенное влияние на художественную жизнь России последней трети XIX в.

ЦИТАТЫ

...Крамской (1837-1887) известен в истории движения русской мысли как один из видных представителей реалистических тенденций, окрепших на почве позитивной философии середины XIX века и явившихся в качестве реакции бурному и мистическому романтизму. Таким же строгим и трезвым реалистом Крамской является и в своих портретах. Однако в своей интимной жизни Крамской не был абсолютно прямолинейным апостолом русского реализма, в переживаниях собственного духовного мира он не был той вполне ясной и уравновешенной натурой, какой он представляется нам в своих портретах и в своей общественной деятельности. Крамскому не чужды были увлечения в сторону "духовной свободы", и в душе его сохранилась яркая искра религиозного понимания и мистического томления, придававшая всей его фигуре, в противоположность Верещагину и Перову, какую-то особенную, характерно русскую глубину, теплоту и сложность...

Художник Иван Крамской, продолжение в книге "Русская школа живописи"

...Крамской как художник не занимает особенно выдающегося положения в русской живописи, но как мыслитель, как человек,  научивший своих собратьев и русское общество серьезно и с проникновенной любовью относиться к искусству, он заслужил вечную благодарность тех, кому оно дорого. Впрочем, эта серьезность Крамского была одновременно и слабым местом его деятельности. Во имя этой серьезности он и поддерживал всеми силами ложь направленного течения...

Художник Иван Крамской, продолжение в книге "Русская живопись в XIX веке"

Картины

И. Крамской. Портрет художн. Ф. А. Васильева. Третьяковская галерея

И. Н. Крамской. Русалки. Третьяковская галерея

Крамской И. Н. Автопортрет. 1874. ГТГ.

Крамской И. Н. Портрет П. М. Третьякова. 1876. ГТГ.

Крамской И. Н. Христос в пустыне. 1872. ГТГ.


Ссылки:
Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.