
Справка из художественной энциклопедии
Крамской Иван Николаевич (1837-1887), русский живописец, рисовальщик и художественный критик. Идейный вождь демократического движения в русском искусстве 1860-80-х гг. Учился в петербургской АХ (1857-63). Преподавал в Рисовальной школе ОПХ (1863-68). Инициатор "бунта четырнадцати", который завершился выходом из АХ её выпускников, организовавших Артель художников. Один из создателей и идеологов ТПХВ (смотри Передвижники). Портреты Крамского, составившие галерею образов крупнейших деятелей русской культуры, воплощают возвышенные морально-этические и эстетические идеалы художника, его представления о человеке-гражданине ("Л. Н. Толстой", 1873, "И. И. Шишкин", 1873, "П. М. Третьяков", 1876, "М. Е. Салтыков-Щедрин", 1879, - все в ГТГ). Демократические взгляды Крамского нашли яркое выражение в портретах крестьян, отразивших душевное богатство и внутренне достоинство человека из народа, а порой и зреющий в нём социальный протест ("Полесовщик", 1874, ГТГ; "Мина Моисеев", 1882, ГРМ). В картине "Христос в пустыне" (1872, ГТГ) Крамской, продолжая гуманистическую традицию А. А. Иванова, трактовал религиозный сюжет в морально- философском плане, воплотил сложные раздумья современников над судьбами мира, идею героического самопожертвования. Крамской создал также ряд картин, стоящих на грани портрета и тематической картины, в которых раскрывал сложные душевные движения, характеры и судьбы ("Некрасов в период 'Последних песен'", 1877-78, "Неизвестная", 1883, "Неутешное горе", 1884, - все в ГТГ). Демократическая направленность творчества Крамского, его взгляды на искусство, представления о высоком общественном долге художника оказали существенное влияние на художественную жизнь России последней трети XIX в.
ЦИТАТЫ
...Крамской (1837-1887) известен в истории движения русской мысли как один из видных представителей реалистических тенденций, окрепших на почве позитивной философии середины XIX века и явившихся в качестве реакции бурному и мистическому романтизму. Таким же строгим и трезвым реалистом Крамской является и в своих портретах. Однако в своей интимной жизни Крамской не был абсолютно прямолинейным апостолом русского реализма, в переживаниях собственного духовного мира он не был той вполне ясной и уравновешенной натурой, какой он представляется нам в своих портретах и в своей общественной деятельности. Крамскому не чужды были увлечения в сторону "духовной свободы", и в душе его сохранилась яркая искра религиозного понимания и мистического томления, придававшая всей его фигуре, в противоположность Верещагину и Перову, какую-то особенную, характерно русскую глубину, теплоту и сложность...
Художник Иван Крамской, продолжение в книге "Русская школа живописи"
...Крамской как художник не занимает особенно выдающегося положения в русской живописи, но как мыслитель, как человек, научивший своих собратьев и русское общество серьезно и с проникновенной любовью относиться к искусству, он заслужил вечную благодарность тех, кому оно дорого. Впрочем, эта серьезность Крамского была одновременно и слабым местом его деятельности. Во имя этой серьезности он и поддерживал всеми силами ложь направленного течения...
Художник Иван Крамской, продолжение в книге "Русская живопись в XIX веке"