Клодт Михаил Константинович
Справка из большой биографической энциклопедии

Клодт-фон-Юргенсбург, барон Михаил Константинович — двоюродный брат Михаила К., художник-пейзажист; род. в 1832 г. Начав свое образование в горном кадетском корпусе, перешел оттуда, в 1851 г., в академию художеств и поступил в ученики к М. Н. Воробьеву. В бытность свою в академии, получил медали: малую серебряную в 1853 г., большую серебряную в 1855 г. и малую золотую в 1857 г. (последнюю за "Вид на острове Валааме"). Окончив академический курс в 1858 г. со званием художника I степени и большой золотой медалью, присужденной ему за "Вид в имении Зегезаль, близ Риги", отправился за границу в качестве пенсионера академии, писал этюды в Швейцарии и северной Франции и присылал на академические выставки картины, изображающие пейзажные мотивы этих стран. По возвращении своем в СПб., в 1861 г., за "Ночной вид в Нормандии" и в особенности за "Вид в долине реки Аа, в Лифляндии", был удостоен степени академика. После того неоднократно предпринимал поездки в разные местности Империи, для изучения русской природы, воспроизведение которой сделалось исключительной задачей его художественных трудов. В 1864 г., за "Вид в Орловской губернии" (находится у г-на Харина, в Харькове), возведен в звание профессора. С 1872 г. заведовал пейзажным классом в академии и был членом ее совета до введения в действие нового временного ее устава, в 1894 г. Лучший период деятельности этого художника обнимает собой 1861—82 гг. — время, в которое выходили из-под его кисти картины, отличавшиеся прекрасным рисунком, точной передачей общего характера натуры и ее деталей, силой красок и, в особенности, мастерской передачей воздушной перспективы. К числу таких картин относятся: "Закат солнца" (в Третьяковской галерее, в Москве), "Осенняя дорога" (там же), "Лесная даль, в полдень" (там же), "Дубы" (в московском Публичном музее), "Аллея в березовой роще" (у г-на Солдатенкова, в Москве), "Полдень" (у г-на Макарова, в СПб.), "Стадо в воде во время полуденного зноя" (приобретена великим князем Николаем Николаевичем), "Дорога через березовую рощу" (у графа Строганова, в СПб.) и некоторые др.

ЦИТАТЫ

...Барон М. К. Клодт (1832/33-1902), впрочем, едва ли может без оговорок считаться за пионера реализма. Замечательно в его биографии и характерно для его времени лишь то, что, подобно Перову, не мог дожить весь срок пенсионерства за границей и упросил начальство позволить ему вернуться для изучения родной природы. Однако изучение это выразилось лишь в нескольких поэтично задуманных, но очень жестко исполненных картинах...

Художник Михаил Клодт, продолжение в книге "Русская школа живописи"

...Этот, впоследствии окончательно погибший от пьянства, человек в молодые свои годы был художником с очень впечатлительной, склонной к сентиментальной грусти натурой, безгранично влюбленным в свою родину. Его сладенько и прилизанно написанные пейзажи все же говорят о чутком его сердце и даже иногда (в «Лесных далях») о его понимании грандиозного, величественного. Клодт, очевидно, не заботился о том, чтобы сделать, подобно Мещерским и Лаго-рио, нарядный, «аппетитный» ландшафт. Ему хотелось передать свои чувства, взволновавшее его впечатление, а некоторая приглаженность и нарядность явились уже фатально, подобно заразе, от которой он не был в силах отделаться...

Художник Михаил Клодт, продолжение в книге "Русская живопись в XIX веке"

 

Картины

Барон М С. Клодт. Пашня. Третьяковская галерея


Ссылки:
Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.