Кипренский Орест Адамович
Справка из художественной энциклопедии

Кипренский Орест Адамович (1782-1836), русский живописец и график. Представитель романтизма. Учился в петербургской АХ (1788-1803) у Г. И. Угрюмова и Г. Ф. Дуайена; пенсионер АХ (до 1809). Основной жанр творчества Кипренского - портрет ("А. А. Челищев", около 1809 или 1810-11, "Е. Н. Ростопчина", 1809, - оба в ГТГ; "Е. В. Давыдов", 1809, ГРМ), в котором, используя контрасты освещённого лица модели и тёмного фона, сопоставления насыщенных цветов, Кипренский достигает романтической приподнятости образа, особой эмоциональной полноты в раскрытии психологического состояния модели, утверждает новый взгляд на человека как на внутренне независимую личность. С 1812 создавал графические портреты, в которых запечатлел образы своих современников, участников Отечественной войны 1812, духовно близких художнику людей (портрет Е. И. Чаплица, итальянский карандаш, 1813, ГТГ). Поездка в Италию (1816-22) пробудила у Кипренского тяготение к чёткости, определённости формы, к обобщённости характеристик (портрет Е. С. Авдулиной, 1822-23, ГРМ); он делает попытки создать историческую картину. Во второй половине 20-х гг. Кипренский испытал влияние духовного кризиса, охватившего многих передовых людей в эпоху николаевской реакции, что сказалось на его живописной манере, в которой появились сухость форм и рационалистичность построения. Лучшим произведением Кипренского, созданным в этот период, является портрет А. С. Пушкина (1827, ГТГ), в котором воплотились высокие представления Кипренского о творческой личности. В Италии, куда он вновь уехал в 1828, Кипренский делает попытки более разносторонне раскрыть психологию и внутреннее состояние людей (групповой портрет "Читатели газет в Неаполе", 1831, ГТГ), но нередко приходит к внешней описательности и умозрительной рассудочности ("М. А. Потоцкая и С. А. Шувалова с эфиопкой", около 1835, Киевский музей русского искусства).

ЦИТАТЫ

...Его не сумели обуздать ни Академия, ни даже наше тупое в вопросах искусства чиновничье общество. Несмотря на примеры Угрюмова, Егорова и Шебуева, Кипренский более обращал внимание на древних колористов, нежели на холодные белые гипсы. Для него краска была главным, рисунок, линии - второстепенным. Но все же воспитание - вторая натура. Академия привила ему вместе с практическим знанием рисунка и теоретическое поклонение ему. Это соединение естественного влечения к краске со школьным знанием могло бы дать самый счастливый результат - настоящего, великого мастера, если бы только Кипренский знал, что ему делать.

Все несчастье его именно в том, что он, обладавший колоссальным умением, не знал, куда приложить это умение. Вот почему лучшее, наиболее вдохновенное и яркое из того, что им написано, - это опять портреты. В них тема была ему даваема самой натурой, и в них, как оно ни странно, он был более свободен, нежели в "свободных" композициях, к которым академическое воспитание принуждало его подходить с целым запасом отживших, мертвенных идей и шаблонов...

Художник Орест Кипренский, продолжение в книге "Русская школа живописи"

...Орест Адамович Швальбе родился в 1782 году в семье крепостного человека бригадира Дьяконова, крещен в селе Копорье (Петергофского уезда) и от этого села получил фамилию, под которой стал известен: Капорский — Кипренский. Будучи отпущен на волю, он пяти лет был определен в Академию художеств, не случайно (как то бывало в большинстве случаев), а потому, что успел проявить кое-какие задатки к рисованию. Однако в Академии он учился плохо, лениво, нехотя, но, к счастью, мог пользоваться советами такого мастера, как Левицкий, и хотя состоял одно время учеником Угрюмова, но это не повредило развитию его...

Художник Орест Кипренский, продолжение в книге "Русская живопись в XIX веке"

Картины

О. А. Кипренский. Собственный портрет. Музей Александра

О. Кипренский. Портрет г-жи Вилло (пастель). Собрание Е. Г. Шварца в С.-Петербурге

О.А. Кипренский. Портрет С.А. Авдулиной, жены генерал-майора А.Н. Авдулина 1822 (23?)

Кипренский О. А. Автопортрет. 1828. ГТГ.

Кипренский О. Л. Портрет лейб-гусарского полковника Е. В. Давыдова. 1809. ГРМ.

Кипренский О. Л. Портрет Д. Н. Хвостовой 1814. ГТГ.

Кипренский О. А. Портрет графини Е. П. Растопчиной. 1809. ГТГ.

 


Ссылки:
Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.