Головин Александр Яковлевич
Справка из художественной энциклопедии

Головин Александр Яковлевич (1863-1930), советский театральный художник. Народный артист РСФСР (1928). Учился в МУЖВЗ (1881-89) и в Париже (1889, 1897). Член объединения "Мир искусства". В 90-х гг. участвовал в деятельности художественного кружка в Абрамцеве, в конце 1900-х гг. оформлял спектакли антрепризы С. П. Дягилева в Париже (балет И. Ф. Стравинского "Жар-птица", 1910). Для произведений Головина характерно стремление к целостности художественного образа спектакля; эскизы декораций, костюмов, бутафории отточены в каждой детали, пятна тонко нюансированных оттенков цвета ложатся друг подле друга, подобно мозаике ("Маскарад" М. Ю. Лермонтова, Александрийский театр, Петроград, 1917; "Женитьба Фигаро" Бомарше, МХДТ, 1927). Головин писал также театрализованные портреты деятелей русской культуры ("Ф. И. Шаляпин в роли Бориса Годунова", темпера, клеевые краски, 1912, ГРМ), декоративные пейзажи и натюрморты.

ЦИТАТЫ

...Головин, один из самых "богатых" колористов современного русского искусства, - менее самобытный, но, пожалуй, более тонкий, нежели Врубель. Любимая гамма Головина - светлая, серебристая, с чудными ударами свежей "весенней" зелени, дымчатой лазури и царственного пурпура - чарует, как нежная музыка. Но звучит эта музыка не ясными аккордами, не светлыми переливами, не в законченной форме, а каким-то стихийным, неразборчивым шумом. Искусство Головина - лишь намек на восхитительную, но укутанную пеленами красоту...

Художник Александр Головин, продолжение в книге "Русская школа живописи"

...Головин создал еще меньше положительного, высокого, нежели Коровин. В публике его почти не знают и считают за дилетанта. Однако одни его декорации к операм «Ледяной дом» и «Псковитянка» указывают на то, какой это настоящий, Божьей милостью, художник, какой это тонкий поэт и громадный мастер. Лишь у Сурикова можно найти такую ясность исторического взгляда, такое чуткое понимание прошлого, какое обнаружилось в этих созданиях Головина. Вся пестрая, варварски-яркая, азиатски-роскошная, курьезная и в то же время мрачная, страшная русская жизнь Аннинской эпохи встает здесь как живая. Это тем более удивительно, что до сих пор это время было забыто, загнано....

Художник Александр Головин, продолжение в книге "Русская живопись в XIX веке"

Картины

Головин А. Я. Площадь перед Зимним дворцом. Эскиз декорации к опере А. Корещенко Н. «Ледяной дом». 1900. ГТГ.

 


Ссылки:
Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.