Ге Николай Николаевич
Справка из художественной энциклопедии

Ге Николай Николаевич (1831-1894), русский живописец. Учился в петербургской АХ (1850-57) у П. В. Басина; пенсионер АХ в Италии (1857-63), работал в Риме и Флоренции (до 1869). Уже в 60-х гг. творчество Ге отличалось новизной трактовки традиционной для академического искусства евангельской тематики, драматической взволнованностью, смелой постановкой философско-этических проблем ("Тайная вечеря", 1863, ГРМ; "Вестники воскресения", 1867, ГТГ). После возвращения из Италии (жил в Петербурге, с 1876 - на хуторе в Черниговской губернии) Ге сблизился с передовыми художниками, стал членом-учредителем ТПХВ. Обратившись к исторической живописи ("Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе", 1871, ГТГ), он находит тему большого гражданственного содержания, глубоко раскрывает столкновение двух противоборствующих исторических сил, правдиво передаёт движение чувств, внутреннюю жизнь действующих лиц. С начала 80-х гг. Ге вновь возвращается к евангельским темам; наполняя цикл картин о страданиях Христа, написанных в широкой экспрессивной манере, с резкими контрастами света и тени ("Что есть истина?", 1890, "Голгофа", 1893, - обе в ГТГ), религиозно-этическими идеями, созвучными взглядам Л. Н. Толстого, он обращается к современному обществу с утопической проповедью духовного протеста против зла, провозглашает величие жертвы во имя идеи. Писал также портреты, передающие богатство и сложность духовной жизни человека ("А. И. Герцен", 1867, "Л. Н. Толстой", 1884, - оба в ГТГ), внутренне драматизированные пейзажи ("Ливорно. Морские дали", 1862, Киевский музей русского искусства).

ЦИТАТЫ

...Ге, поступивший в Академию в конце 40-х годов, не застал уже там настоящей школьной выправки. Эта школа если и мучила своими педантическими требованиями Иванова, то все же создала в нем тот крепкий фундамент знания, который виден в каждом штрихе мастера и составляет характерную его особенность. Ге остался полудилетантом. Иногда силой своего живого дарования он и достигал известного совершенства и красоты, но в большинстве случаев Ге не справлялся с требованиями живописи. Лучшее, чего в техническом отношении достиг Ге, - это известная яркость и своеобразность колорита; рисунок же, за редкими исключениями, в его произведениях всегда оставался ребяческим, а подчас даже доходил до безобразной неряшливости и грубости...

Художник Николай Ге, продолжение в книге "Русская школа живописи"

...Ге по своему характеру, по своей вечной неудовлетворенности, по пламенному стремлению выразить бродившие в нем мысли походил несколько на Иванова, однако был несравненно менее сильной натурой. Он был интересный, живой мыслитель, но без широкого кругозора, а к тому же слишком неважный «мастер». Намерения Ге в последнюю пору его деятельности были весьма замечательны и — сравнительно с общим пресмыкающимся характером русской школы второй половины XIX века — даже высоки, но все же по своему философскому содержанию они бесконечно уступали ивановским, а в чисто художественном отношении представляли очень мало отрадного...

Художник Николай Ге, продолжение в книге "Русская живопись в XIX веке"

Картины

Н. Ге. Распятие. Собрание Н. Н. Ге в Париже

Ге Н. Н. Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе. 1871. ГТГ.

Ге Н. Н. «Что есть истина?» Христос и Пилат. 1890. ГТГ

Н. Н. Ге. Портрет г-жи Н. И. Петрункевич. Имение "Плиски" Киевской губернии

Н. Н. Ге. "Совесть". Третьяковская галерея

Ге Н.Н. Голгофа. 1893. ГТГ.

Ге Н. Н. Портрет писателя Л. Н. Толстого. 1884. ГТГ.

Ге Н. Н. Портрет писателя А. И. Герцена. 1867. ГТГ.


Ссылки:
Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.