Гагарин Григорий Григорьевич
Справка из биографического словаря

Гагарин (князь Григорий Григорьевич) - обергофмейстер двора Его Императорского Величества; художник-любитель, родился 29 апреля 1810 г., до 13 летнего возраста находился при своих родителях в Париже и Риме, а потом учился в коллегии Толомеи, в Сиенне. По выходе из этого заведения в 1826 г., состоял при российских посольствах в Париже, Риме и Константинополе; в течение 2 лет занимал должность секретаря при посольстве в Мюнхене и, возвратившись в 1839 г. в Петербург, вскоре затем отправился на Кавказ, где принимал личное участие в делах против горцев. В 1841 г. был перечислен в военную службу, в 1842 году участвовал в экспедиции князя Чернышева в Дагестан. Будучи в 1848 г. прикомандирован к князю Воронцову, в промежуток времени по 1855 г. получил сверх нескольких орденов чины ротмистра и полковника. В 1855 г. назначен состоять при великой княгине Марии Николаевне , как президенте Академии Художеств, в 1858 году произведен в генерал-майоры, а в 1859 г. был сделан вице-президентом помянутой академии, в 1864 г. перечислен снова на гражданскую службу с чином тайного советника. Должность вице-президента академии занимал до 1872 г. Продолжительное пребывание в молодости за границей способствовало развитию в нем любви к искусству. Он занимался рисованием и живописью и в особенности пристрастился к византийскому стилю иконописания и орнаментистики. В бытность свою на Кавказе расписал в этом стиле Сионский собор в Тифлисе, а потом, будучи вице-президентом Академии Художеств, основал при ней древнехристианский музей и прилагал старания к тому, чтобы обратить русскую церковную живопись к византийским идеалам и пошибу, - старания, которые, однако, не привели к прочным результатам. Из художественных произведений князя Гагарина, кроме росписи Сионского собора, известны еще рисунки для роскошного издания "Le Caucase pitoresque". Умер в 1893 г. А. С-в.

ЦИТАТЫ

...рисунки Гагарина принадлежат к лучшему, что создано в русской школе. Его этюды горцев, пейзажи Кавказа, портреты, всевозможная мелочь отмечены высоким мастерством, необычайной характерностью и прямо классической простотой. Не менее прекрасны его акварели, в которых ему удалось избегнуть своих обычных недостатков в масляной живописи. Впрочем, и картины Гагарина, иллюстрирующие разные эпизоды завоевания Кавказа, при всех технических недостатках, лучшие, пожалуй, батальные картины николаевского времени. Они во всяком случае исполнены горячей нервности, дышат романтической отвагой, и в них вложена убедительность очевидца. К сожалению, этот крупный художник, увлекшись византизмом, во вторую половину своей жизни занялся на деле и на словах проповедью этого прекрасного, но безусловно "отжившего" искусства в России. С этих пор он превратился в того скучнейшего иконописца и в того безвкусного архитектора, который достаточно известен как своими зданиями и проектами, так и теми картонами, которые нашли себе приют рядом с великолепными этюдами мастера в зале Музея Александра III, посвященном всему творчеству князя Гагарина...

Художник Григорий Гагарин, продолжение в книге "Русская школа живописи"

...князь Гагарин замечателен не только как археолог, но и как художник, живой и интересный, к сожалению, впоследствии совершенно забросивший свободное творчество и отдавшийся (следуя своей рассудочной и далеко не верной теории) восстановлению древней византийской иконописи в «усовершенствованном» виде. Батальные его картины, иллюстрирующие всевозможные эпизоды завоевания Кавказа, представляются явлением совершенно аналогичным одновременным созданиям Раффе и отличаются теми же достоинствами и недостатками, как произведения французского мастера. Сразу видно, что они не написаны филистером, присяжным баталистом, никогда не нюхавшим пороха и компоновавшим их дома, на заказ, по топографическим планам и официальным реляциям. От них веет горячностью и страстностью, которые могли быть вложены только очевидцем и участником в деле...

Художник Григорий Гагарин, продолжение в книге "Русская живопись в XIX веке"

Картины

Кн. Г. Г. Гагарин. Грузинка. Музей Александра III


Ссылки:
Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.