Бруни Федор Антонович
Справка из большой советской энциклопедии

Бруни Федор (собственно Фиделио) Антонович [10.6.1799, Милан, — 30.8(11.9).1875, Петербург], русский художник, итальянец по происхождению. Учился в петербургской АХ (1809—18) у А. И. Иванова, А. Е. Егорова, В. К. Шебуева. В 1818—36 и 1838—41 работал в Италии. Профессор (1836) и ректор (1855—71) петербургской АХ. В 1820-е гг. в некоторых своих произведениях стремился наполнить гражданским пафосом и романтической эмоциональностью условные формы академического искусства («Смерть Камиллы, сестры Горация», 1824, Русский музей, Ленинград; рисунки для альбома «Очерки событий из Российской истории...», изданы в 1839). К этому же периоду относится лучший среди немногочисленных портретов Б. — романтический портрет З. А. Волконской в костюме Танкреда (1820, Русский музей). Одновременно Б. работал над интимно-лирическими сценами на античные темы («Пробуждение граций», 1827, Третьяковская галерея). С 1830-х гг. Б. становится представителем наиболее консервативных тенденций романтизма в русской живописи, который в его творчестве приобретает религиозно-мистическую окраску. Грандиозное полотно Б. на библейскую тему «Медный змий» (1827—41, Русский музей) отмечено выражением зловещей фатальности происходящего. Б. — автор 35 картонов для росписей Исаакиевского собора в Ленинграде (1841—45, Русский музей). С конца 1840-х гг. — глава русского академизма; как ректор и профессор АХ занимал крайне реакционные позиции.

ЦИТАТЫ

...Едва сошедши со школьной скамьи, Ф. Бруни сразу становится известным благодаря своей великолепной картине "Смерть Камиллы", написанной им 22-летним юношей и являющейся до сих пор в Музее Александра III лучшим представителем классической школы. В Риме ему удается тихо и методично продолжать свое образование в кругу симпатичных и спокойных людей. Слава Брюллова, требования ближайших поклонников наталкивают и его на "колоссальное" творчество. Семь лет спустя после создания "Помпеи" является "Медный змий" Бруни, не имеющий, правда, того же успеха, как произведение его товарища, но все же заслуживающий всеобщий, несколько спокойный восторг. Отныне имена Брюллова и Бруни в их странной аллитерации становятся нераздельными. Их стали цитировать вместе, а когда отстроился новый Петербургский Музеум (Эрмитаж), то оба колосса русской живописи нашли себе место на одной стене. Рядом же их повесили по перенесении в Музей Александра III, как будто и действительно эти гиганты - парные между собой произведения. После "Медного змия" жизнь Бруни потекла ровной и безмятежной струей. Ему не приходилось бороться. Работами для строящихся соборов и церквей он был завален, кроме того, любители нарасхват брали его мелкие образа и иконы. Остальное время он посвящал преподаванию в Академии, ректором которой состоял в продолжение 16 лет, заведованию Мозаичным отделением и хранению эрмитажных сокровищ...

Художник Федор Бруни, продолжение в книге "Русская школа живописи"

...Бруни по всему своему внутреннему складу не так сильно, как сразу может показаться, отличался от Брюллова, хоть и был более затронут романтическим веянием и особенно назарейцами. Бруни не отрекся во имя их учения от старого — от всего того «болонства», которое впитал в себя с молоком матери. В глубине души своей и он оставался всю жизнь тем же мнимым классиком, тем же поклонником так называемого «высокого стиля», драпировок, мускулов и мелодрамы, каким представляются Брюллов и все единомышленники его, выросшие на боготворении Лаокоона, Доменикина и Камуччини...

Художник Федор Бруни, продолжение в книге "Русская живопись в XIX веке"

Картины

Ф. А. Бруни. Медный змий. Эскиз в музее Императора Александра III

Ф.А.Бруни. Вакханка, поящая Амура. 1828 г. Государственный Русский музей.

Бруни Ф. Служение ангелов. 1854


Ссылки:
Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.