Брюллов Карл Павлович
Справка из художественной энциклопедии

Брюллов Карл Павлович (1799-1852), русский живописец. Брат А. П. Брюллова. Учился в петербургской АХ (1809-21) у А. И. Иванова и А. Е. Егорова. В 1823-35 работал в Италии, в 1835 вернулся в Петербург, с 1836 профессор петербургской АХ. В 1849 жил на острове Мадейра, с 1850 вновь в Италии. Искусство Брюллова отмечено стремлением к обновлению русской живописи, взволнованным романтическим утверждением ярких и сильных эмоций, ощущением драматичности и противоречивости исторических столкновений. Уже в ранних произведениях Брюллов стремился отойти от условности академического художественного языка, добиться естественности в изображении обнаженного тела и эффектов освещения, изученных на натуре ("Итальянский полдень", 1827, ГРМ). В замысле главного произведения Брюллова - "Последний день Помпеи" (1830-33, ГРМ) косвенно отразилась атмосфера исторических конфликтов, возникших в Европе в годы жестокого подавления освободительных движений. Несмотря на обилие черт традиционной академии классицизма (идеальность типов, условное построение групп), театрализованный характер движений и композиции, картина является важным этапом в развитии русской исторической живописи, благодаря стремлению Брюллова к психологической правде и исторической достоверности (изучение археологических и документальных материалов), смелой попытке представить многообразные переживания массы людей в момент грозного бедствия. В дальнейшем ряд задуманных Брюлловым больших исторических композиций (в том числе картины "Осада Пскова", 1839-43, ГТГ) не получил окончательного воплощения. Брюллов - блестящий мастер парадного портрета, полного торжественной декоративности и романтической приподнятости ("Всадница" - портрет Джованнины Пачини, 1832, и портрет В. А. Перовского, 1837, - оба в ГТГ; портрет Ю. П. Самойловой с Амацилией Пачини, около 1839, ГРМ). В портретах представителей интеллигенции Б. подчёркивал сложность характера человека, напряжённость его интеллектуальной жизни (портреты: И. А. Крылова, 1839, А. Н. Струговщикова, 1840, автопортрет, 1848, М. Ланчи, 1851, - все в ГТГ). Акварели и рисунки Брюллова отмечены непосредственностью наблюдения и живописностью впечатлений (жанровые итальянские зарисовки; пейзажи и наброски, выполненные во время поездки в Грецию и Турцию в 1835).

ЦИТАТЫ

...Карл Брюллов (1799-1852), сын виртуозного резчика екатерининских времен, рос хилым и жалким ребенком, но уже в детстве обнаружил замечательный дар к рисованию. Отец, не жалея его, усиленно развивал этот дар, заставляя маленького Карла постоянно изучать натуру, строго наказывая его за лень или ошибки. Немудрено, что, пройдя такую суровую приготовительную школу, Брюллов быстро перегнал своих сверстников в Академии и заслужил восторг всего академического ареопага. Его непосредственный наставник Андрей Иванов даже приобрел на свои трудовые деньги программу Брюллова: "Нарцисс, смотрящийся в воду" - картину еще вполне академического типа, в своей аллегоричности не лишенную даже жеманности XVIII века...Несмотря на небывалый и не повторившийся с тех пор успех, Брюллов не создал в России настоящей школы, но все же его влияние обнаружилось на всем академическом искусстве, пережив его на многие годы и исчезнув лишь в современном нам поколении...

Художник Карл Брюллов, продолжение в книге "Русская школа живописи"

...несмотря на чрезвычайную болезненность маленького Брюллова, отец не щадил его, морил голодом, наказывал розгой, когда он неудачно или неохотно рисовал, в свободные же часы кормил его необходимым для академического художника чтением и растолковывал ему красоты старых мастеров по гравюрам. Мальчик оказался способным, так же как и вся семья его, но более, чем другие, самолюбивым и честолюбивым, и вскоре унаследованная от отца талантливость его окрепла, а похвалы окружающих вытеснили из головы всякое другое желание, кроме одного — стать «великим художником», именно великим над всеми, каким-то художественным Наполеоном...

Художник Карл Брюллов, продолжение в книге "Русская живопись в XIX веке"

Картины

К.П. Брюллов. Последний день Помпеи. 1833. Государственный Русский музей.

К. П. Брюллов. Графиня Ю. П. Самойлова с дочерью. Собр. бар. Гинцбурга в С.-Петебурге

К.П. Брюллов. Графиня Ю.П. Самойлова с воспитанницей и арапченком. 1832-1834

К. Брюллов. Портрет Г. Н. и В. А. Олениных. Собрание С. С. Боткина

У. Брюллов. Потрет Н.В. Кукольника

Брюллов К. П. Автопортрет. 1848. ГТГ.

Брюллов К. П. Всадница. 1832. ГТГ.


Ссылки:
Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.