Боровиковский Владимир Лукич
Справка из художественной энциклопедии

Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825), русский и украинский художник. Портретист. До 1788 жил в Миргороде, учился у отца и дяди - иконописцев; с конца 1788 - в Петербурге, где пользовался вначале советами Д. Г. Левицкого, а с 1792 занимался у австрийского художника И. Б. Лампи. Был близок к крупнейшим деятелям русской культуры своего времени -писателю В. В. Капнисту, поэту Г. Р. Державину, архитектору Н. А. Львову. С начала 90-х гг. наряду с композициями на религиозные сюжеты писал миниатюры (портрет В. В. Капниста, ГРМ) и близкие к ним по характеру исполнения интимные портреты ("Лизынька и Дашинька", 1794, ГТГ), в которых разрабатывал в противовес официальному сословному портрету тип изображения "частного" человека с его прирождёнными склонностями, простыми чувствами, наиболее полно раскрывающимися в непринуждённой обстановке домашнего интерьера или в естественном окружении. В образной и художественной системе Боровиковского нашли отражение черты сентиментализма, особенно проявившиеся в женских портретах второй половины 90-х гг., в которых свежо и живо схваченный индивидуальный облик модели сочетается с общим идиллическим настроением ("М. И. Лопухина", 1797, ГТГ; "В. И. Арсеньева", 1795, ГРМ). В начале XIX в. работы Б. под влиянием классицизма становятся более сдержанными по настроению и сухими по живописи (парадные портреты А. Б. Куракина, 1801 - 02, ГТГ, и Павла I, 1800, ГРМ).

ЦИТАТЫ

...Боровиковский (1757-1825), цитируемый всегда вместе с Левицким, принадлежит уже к другому периоду русской живописи и является вполне представителем этого "нового вкуса". И Боровиковский малоросс. С этим отставным офицером-любителем Екатерина познакомилась во время знаменитого Крымского путешествия в 1787 году. Успех его первых опытов побудил молодого человека переселиться в Петербург. Но здесь его ожидала уже совершенно иная обстановка, совершенно иные вкусы, нежели те, которые царили в то время, когда Левицкий переселился в столицу. На смену подражанию теплоте и сочности старых венецианцев, лежавшему в основании всех образов Левицкого, теперь царило увлечение классической сдержанностью и величием.

Мало-помалу исчезли цветные платья, живописные прически, колоритные сочетания газа, блесток, мишуры. К своему счастью, Боровиковский успел еще научиться и у хранителя прежних заветов Левицкого, и, благодаря этому обстоятельству, а отчасти также и благодаря тому, что он не попал в Академию, которая все более и более пропитывалась "давидовщиной", Боровиковский воспитал и сохранил в себе ту сочную манеру письма и тот колоритный рисунок, которые искупают в его картинах недостатки времени: известную холодность и чопорность, а также слишком однообразный тон...

Художник Владимир Боровиковский, продолжение в книге "Русская школа живописи"

...Боровиковский, подобно Левицкому, происходил из дворянской семьи, родился и жил в Малороссии и получил порядочное образование. Хотя с ранних лет он и выказывал большую склонность к живописи, но, вероятно, согласно предрассудкам своего общества, не решался посвятить себя искусству, а поступил в войско, где и дослужился до чина поручика. Во время путешествия Екатерины на юг России миргородское дворянство поднесло две его аллегорические, совершенно в надутом стиле того времени, картины императрицы, и ей удалось убедить его бросить военную службу и вполне отдаться живописи...

Художник Владимир Боровиковский, продолжение в книге "Русская живопись в XIX веке"

 

Картины

В.Л. Боровиковский. Портрет Е.А. Нарышкиной, в замужестве святлейшей княгини Суворовой-Рымникской, жены сына генералиссимуса А.В. Суворова. 1799. Государственный русский музей.

 

В. Боровиковский. Гр. А. И. Кушелева-Безбородко с дочерьми. Собр. гр. Л. А. Мусиной-Пушкиной

Боровиковский В. Л. Портрет Е. Н. Арсеньевой. Вторая половина 1790-х гг. ГРМ.

Боровиковский В. Л. Портрет вице-канцлера, князя А. Б. Куракина. 1801—1802. ГТГ.

Боровиковский В. Л. Портрет генерал-майора Ф. А. Боровского. 1799. ГРМ.


Ссылки:
Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.